Почему стало модно разбираться в искусстве: интервью с экспертом Ириной Колосовой

0
618

Ирина Колосова, руководитель Института арт-бизнеса и антиквариата, рассказала о том, почему область искусства — это правильная сфера приложения сил и с чего начать, если хочешь заняться коллекционированием.

Ирина, почему сегодня стало модным иметь отношение к сфере искусства?

Потому что в тренде быть умным, а не бездумно прожигать папины-мамины деньги. Сегодня в искусство идут молодые, и, что интересно, российский арт-рынок держат большей частью женщины. Очень красивые женщины, замечу. Они подают пример, посылают сигнал, им хочется подражать. В сфере арт-бизнеса нет больших зарплат, но если ты там, значит, занимаешься высокоинтеллектуальной деятельностью, значит, ты космополит по своим взглядам, умеешь чувствовать тренды, ведь искусство обращено в будущее.

На вернисаже How Can One Tell The Artist From Her Art художница Анна Колосова представила перформанс Synaesthesia 4 в рамках параллельной программы 7-й Московской биеннале современного искусства

Художница Анна Колосова «слышит» цвет  и переносит его на  холст в формате  живописи действия Кто сегодня идет учиться на экспертов в области арт-рынка и антиквариата?

Совсем другие люди, чем девять лет назад, когда создавался наш институт. Тогда в этой среде обитали домохозяйки с Рублевки или девушки-феи, но сегодня сидеть дома не модно, поэтому почти каждый поступающий приходит к нам со своей визитной карточкой. В институте мы много говорим о материальной составляющей предметов искусства. Даем специальные знания: как отличить подлинный предмет от фальсификата, как в зависимости от сохранности вещи оценить ее стоимость. Иногда это скучный, сухой процесс: надо рассматривать вещь под микроскопом или в лупу, нюхать серебро, мебель надо поднимать — она чем старше, тем легче. Это не так эффектно, как рассказ о трагической судьбе художника или мастер-класс харизматичного галериста. Но из этого и состоит профессия.

Ирина Колосова с художницей Аней Моховой и посетителями выставки около инсталляции Светланы Гришиной За исключением героев списка Forbes у людей сейчас не так много денег, а покупать произведения искусства хочется. Что делать?

Можно рискнуть небольшой суммой — скажем, до пяти тысяч долларов. Продажи в этом сегменте арт-рынка активно растут. В частности, очень востребована графика. Живописные работы брендовых мастеров стоят дорого, а их графику можно купить за приемлемые деньги. В связи с юбилеем революции возрос интерес к искусству соцреализма, к периоду оттепели. Если недавно фигуративное искусство советской эпохи представлялось чем-то замшелым, в плохом смысле слова винтажным, то сегодня оно хорошо продается. Ценится мастерство художника, советская символика воспринимается как китч, кажется забавной. Ну, действительно же забавно смотреть на картину, изображающую парт­собрание, где осуждают мужчину, изменившего жене! Современное искусство тоже в цене. Вообще, что бы вы ни коллекционировали, рано или поздно в этот процесс будет вовлечена вся ваша семья, дети, друзья. Коллекционирование носит в хорошем смысле слова вирусный характер. Ведь это способ оставить наследие, войти в историю.

Куратор проекта Саша Бурханова-Хабадзе пригласила молодых авторов, которые через инсталляции, скульптуры и видео рассуждают о границе между художником и художественной практикой Как вы учите студентов понимать современное искусство?

В мире давным-давно старое и новое искусство продаются вместе. В интерьерах рядом висят натюрморты старых голландских мастеров и абстрактные полотна. Но в нашей стране, на 70 лет выпавшей из общего контекста, большинство людей после 30 считают искусством то, на чем есть хоть какой-то след фигуративности. Им важен канон. И просветительством нужно заниматься не с молодыми, а с 50-летними, потому что они, слыша про актуальное искусство, затыкают уши. Новое же поколение совсем другое. Особенно 20-летние, которые знают о связи современного искусства с наукой, для которых в глобальном мире не существует преград — если молодой человек не прочтет о чем-то по-русски, то он найдет нужную информацию на английском. А скорее, просто увидит, потому что у него визуальный тип мышления. У нас учатся люди разных поколений. Поэтому мы тщательно подбираем преподавателей, водим студентов на правильные выставки, где можно не только показать, но и объяснить. Учебное пространство — это такой бурлящий форум, где собираются вместе практики арт-бизнеса и люди, желающие войти в этот мир. Наша задача — чтобы они нашли друг друга.

Справка: Институт арт-бизнеса и антиквариата предлагает направления «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата» и «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок». В программе обучения — авторские курсы ведущих экспертов, посещение выставок, основных экспозиций и фондов музеев, стажировки в галереях и аукционных домах мира.

Текст: Александра Машукова