10 фильмов, которые изменили советских женщин

0
62

С легкой руки вождя мирового пролетариата кино и цирк считались важнейшими из советских искусств. От звезды мюзик-холла времен первоначального накопления партийного стажа до валютной проститутки перестроечной эпохи — в нашей свежей подборке главные фильмы, которые меняли мировоззрение советских женщин.

1. Веселые ребята (1934)

Фильм Александрова был первым блокбастером советского кинематографа. Проживший долгое время в США, режиссер поступил, по мнению тогдашних советских деятелей искусств, кощунственно: поместил обычный для того времени коммунистически выверенный контекст в яркую голливудскую обложку музыкальной комедии. До этого момента использование капиталистических приемов вообще считалось предосудительным, да и накал пропаганды многим казался недостаточным.

Поэтому «Веселые ребята» с большим трудом пробились на экраны. Съемки закончились в 1933 году, но зритель увидел фильм только через год, после того как за него вступился Горький и лично разрешил Сталин, а киночиновники провели премьеру на Венецианском фестивале и пустили в зарубежном прокат. Только потом его показали москвичам. В результате Александров получил статус придворного режиссера, актеры тут же стали первыми советскими звездами, а Любовь Орлова — иконой стиля для советских женщин.

Однако только стрижкой «под Орлову» дело не ограничилось. Женщины, еще не закаленные в классовой борьбе, очень легко впитали аляповатый и безудержный оптимизм киноленты, а советская золушка — домработница Анюта — несмотря на банальность образа, а может и благодаря этому, стала кумиром многих девушек. Открыто об этом не говорили и сочинения в школе не писали. Но для многих в Стране Советов идея превратиться из простой домработницы в звезду мюзик-холла была чрезвычайно притягательной.

2. Партийный билет (1936)

В 70-х, когда этот фильм основательно позабудут, ходил анекдот про первый советский хоррор, в котором рассказывается об утере партбилета. На самом деле «Партийный билет» именно так и воспринимался — и это было совершенно не смешно. Не только впечатлительный слабый пол, но и вполне серьезные дядечки просыпались в мокром поту от ужаса, если им снилось, что заветная книжечка утрачена.

В книге «Каким он был…» одной легенды кино СССР Леонида Трауберга о другой легенде — режиссере этого фильм Иване Пырьеве — приводится рассказ о том, как Фридрих Эрмлер жаловался, что не может спать после просмотра киноленты.

Сюжет, в общем-то, простой. Ударница Анна выходит замуж за передовика Павла, но в какой-то момент идиллия рушится. Происходит самое страшное, что может случиться (вы уже догадались) — она теряет партбилет. Муж обвиняет ее в потере бдительности, Анну исключают из партии. Однако вскоре она выясняет, что Павел не ударник, а шпион и провернул интригу, чтобы освободить место в горкоме партии для другой шпионки, а жертвой их хитростей стала ударница Анна. В финале картины правда торжествует, и все шпионы получают по заслугам.

После просмотра фильма каждый советский гражданин должен быть запомнить, что враг рядом, враг таится в самом неожиданном месте, иногда даже на брачном ложе. Эта привитая фильмом Пырьева подозрительность не исчезла и спустя годы. Показательно, что и этот фильм тоже протолкнул лично Сталин. Руководителям кино фильм не понравился и его положили на полку, режиссера даже уволили из «Мосфильма», но генсека лента впечатлила.

3. Весна на Заречной улице (1956)

Для многих хрущевская оттепель началась с двух фильмов: «Карнавальной ночи» и «Весны на Заречной улице». Сами авторы честно признавались, что захотели перенести в современный им мир сюжет «Барышни и хулигана» Маяковского и никаких сверхзадач они перед собой не ставили. Но подход дебютанта Марлена Хуциева стал небольшой идеологической революцией.

Хотя фильм остался в рамках советской производственной парадигмы и по-прежнему крутился вокруг радостей труда и великолепия будней, главным в сюжете стал не какой-то очередной рабочий подвиг, а чувства. Домны и прокатные станы были всего лишь антуражем.

Изменилась не только атмосфера. Вместо лакированной действительности, которая была в ходу до этого, показан рабочий быт почти без ретуши. Хуциев позволил себе даже пьющего передовика, который говорит грубости и ведет себя совсем не так, как плакатный герой.

«Весна на Заречной улице» стала первой ласточкой не только оттепельного кино, но совершенно новой для СССР жизненной позиции. Миллионы женщин вдруг получили четкую установку партии и правительства о том, что выполнение плана и наращивание мощностей — это, безусловно, важно, но и простое человеческое счастье — тоже вполне приличная цель. То есть можно было особенно не скрывать, что хочется любви, а не стахановских рекордов.

4. Карнавальная ночь (1956)

Своим появлением «Карнавальная ночь» обязана решению властей увеличить количество снимаемых в стране художественных фильмов, в том числе легких жанров. Теперь кинематограф должен был не только воспитывать, но и развлекать. В русло этой политики прекрасно легла музыкальная комедия.

Интересно, что руку к созданию фильма приложил уже упомянутый в материале Иван Пырьев, который в тот момент руководил главной кинофабрикой страны — «Мосфильмом». Именно он, по сути, был автором идеи, практически заставил Рязанова стать режиссером фильма, подобрал идеального Огурцова в исполнении Ильинского и Лену Крылову (Гурченко), нашел музыку и каждую неделю пересматривал отснятый материал.

Если мелодрама Хуциева наглядно показала советской женщине, что любовь иногда так же важна, как и производственные вопросы, то в «Карнавальной ночи» последних вообще не было. Попутно фильм представил новую версию советской эстрады, в которой вообще не было серьезных песен, и абсолютно неожиданный для спрятанной за «железным занавесом» моды стиль new look. Платье Гурченко из финальной сцены стало культовым.

5. Я шагаю по Москве (1964)

Советский кинематограф в начале 60-х выпустил череду знаковых фильмов. Например, только в 1961 году сняли «А если это любовь», «Алые паруса», «Девчата», «Когда деревья были большими», «Полосатый рейс» и «Человек-Амфибия». А в 1964 году появилась картина «Я шагаю по Москве», которая стала символом поколения так называемых шестидесятников.

Картина практически полностью лишена пропагандисткой нотации, у Георгия Данелии получился фильм-настроение, бесконфликтная и удивительно легкая история о хороших людях, которые искренне верят, что можно просто прошагать жизнь ни разу не споткнувшись. Основной заряд этого мировоззрения пришелся, конечно, по юношам, которые были главными героями, но и девушкам хватило жизненного романтического добродушия.

6. Анжелика, маркиза ангелов (1964)

Со времен американского послевоенного кинодесанта, так называемых «трофейных фильмов», отдельные мировые новинки регулярно появлялись в прокате и собирали большую аудиторию, разве что демонстрировали их немного позже. Это было вызвано зачастую совсем не цензурными соображениями — фильмы требовалось дублировать, да и покупать их старались по максимально низким ценам.

Так что серию о приключениях Анжелики де Сансе де Монтелу показали только в 1968 году и странно: сначала третью часть, потом первую. Хотя влияние идеологии все же присутствовало. Например, вторую часть худсовет не пропустил и в СССР она пробралась только в 1985 году.

Нельзя сказать, что исторический лубок, основанный на анекдотах и фантазиях, показанный в серии про Анжелику, чем-то серьезно обогатил советскую культуру, но на женщин того времени произвел ошеломляющее впечатление. Два фильма в общей сложности привлекли в кинозалы почти 90 миллионов человек.

Именно благодаря Анжелике начался бум на любовные романы. Довольно быстро были изданы несколько книг Анны и Сержа Голон, которые моментально превратились в редкость и один из самых желанных подарков. А бюстгальтер-балконет, который поразил воображение советских граждан, с тех пор в народе называют «анжеликой».

Но намного важнее другое. Именно тогда на весь Союз показали, что женщина достойна любви не только потому, что она спортсменка и комсомолка. Достаточно того, что она красавица. За этот посыл фильм буквально разносила советская критика.

7. Есения (1971)

Советский кинопрокат регулярно радовал не только голливудскими или европейскими лентами. Неплохо шли фильмы из Индии, Японии, Египта, а мексиканская мелодрама «Есения» вообще стала феноменом. Совершенно оторванная от реальности история любви цыганки и офицера времен мексиканской революции оказалась безусловным рекордсменом по количеству зрителей. В 1975 году ее посмотрел 91 миллион зрителей. Побить этот показатель не смогла ни одна кинолента, при этом не ругал этот фильм только ленивый.

Важно отметить один факт. Если бы подобный список составлялся для американской аудитории, то можно было бы наблюдать, как постепенно женщина превращается из домохозяйки в социально-активного члена общества, работающую мать-одиночку, а концентрация феминизма постоянно увеличивается.

В СССР ситуация получилась обратной. После максимально «производственных» фильмов 30-х, главной темой все чаще становятся лишенные какой-либо идеологической подоплеки чувства. И несмотря на тотальное неприятие киносообществом «Есении», советские режиссеры учли ее несомненный успех.

Косяком пошли истории о современных золушках, «цыганские» фильмы, например, «Табор уходит в небо» в следующем году собрал 65 миллионов зрителей. Еще одна грань популярности «Есении» — социальный конфликт, в этом фильме влюбляются представители совершенно разных слоев общества.

Выяснилось, что тема социального неравенства интересует зрительниц, выросших в социалистической системе. Ну и, конечно же, этот фильм стал первой ласточкой той бурной всенародной любви к латиноамериканским сериалам, которая захлестнула страну в 90-е.

8. Москва слезам не верит (1979)

Любопытно, что отношение к «Есении» и фильму Меньшова среди деятелей кино, до оглушительного триумфа в прокате и получения премии «Оскар», было примерно одинаковым — простенькая и неинтересная мелодрама.

Режиссеру фильма про покорение провинциалками столицы, быт лимитчиков и неудержимое желание выйти замуж с отдельной жилплощадью, приходилось долго уговаривать актеров поучаствовать в этом проекте, переубеждать собственную съемочную группу, переживать отказы, крутиться в рамках не самого большого бюджета в 550 тысяч рублей.

Для примера, «Солярис» Тарковского обошелся в один миллион. Не обошлось и без борьбы с худсоветом, который вырезал в результате слишком откровенные сцены. После выхода фильма критики встретили его довольно прохладными отзывами.

Назвать фильм по-настоящему социальным сложно, но он показал тогдашнюю Москву и москвичей в бытовых вопросах достаточно объемно и откровенно, затронул темы, которые и сейчас вызывают множество споров. Его влияние на мироощущение советских женщин было колоссальным, фильм буквально разодрали на цитаты.

9. Маленькая Вера (1988)

Режиссер Василий Пичул закончил ВГИК в мастерской Марлена Хуциева и «Маленькая Вера» стала его первой картиной. Прославилась «Маленькая Вера» тем, что здесь впервые в советском кино показали половой акт, молодежь была изображена в крайне жестких, если не сказать жестоких тонах, а мир — насыщен совсем не социалистической агрессией и насилием.

По сценарию все должно было закончиться самоубийством Веры, но в итоге все переиграли, ограничившись смертью отца. Хотя в основе киноленты обычная мелодрама, советское общество провинциального промышленного городка было показано настолько безжалостно, что многие до сих пор относят фильм к так называемой «чернухе».

Фильм что-то надломил в мировоззрении миллионов советских гражданок. В 1988 году «Маленькую Веру» посмотрели 55 миллионов человек, фильм получил несколько международных наград, а Наталья Негода стала звездой.

10. Интердевочка (1989)

История валютной проститутки подытожила эволюцию образа советской женщины на экране.

Сценарий будущего фильма попал сперва к жене Петра Тодоровского, Мире. Она же выступила в новой для Советского Союза роли продюсера, государство деньги давать на фильм отказалось и пришлось искать их самостоятельно. Инвестором выступил шведский бизнесмен и только потом, на коммерческой основе, подключился «Мосфильм».

Вызов умирающей советской идеологии был очевидным — и это несмотря на удивительную для заявленной темы целомудренность фильма. В картине почти нет обнаженки, представители западного мира, с которыми сталкивались проститутки, изображены без особого пиетета. Ну, а попутно фильм реабилитировал вторую древнейшую профессию и даже на некоторое время сделал ее престижной. Последнее Петр Тодоровский точно не планировал.