22 фильма южнокорейского режиссёра Ким Ки Дука

0
99

«Меня спрашивают, «моральная» ли я личность. Обычно я отвечаю, что нет. Я не идеален. Но я человек, который не боится показать тёмные и убогие стороны корейского общества. Это моё моральное дело. Я мог бы снимать гораздо более чистые фильмы, чем мои предыдущие проекты, но боюсь, что меня могут обвинить в том, что я делаю что-то «нормальное». В то же время, я боюсь, что у меня не станет креатива, чтобы снимать мейнстрим в будущем из-за моей приверженности к противоречивой тематике», — Ким Ки Дук.

Ким Ки Дук (Ким Гидок) родился 20 декабря 1960 года в деревне Собённи, уезд Понхва, провинция Кёнсан-Пукто, Южная Корея. Его детство отличалось от большинства сверстников. В обществе, высоко ценящем образование, Ким бросил школу в 15 лет, чтобы работать на заводе. В 20 лет влился в ряды корейской морской пехоты. После пятилетней службы два года провёл в церкви для незрячих. Он планировал стать священником, но нечаянно поддался увлечению живописью.

В 1990—1993 годах Ким изучал искусство и жил в Париже, затем вернулся в Южную Корею и начал писать сценарии. В 1996 году вышла его первая режиссёрская работа — «Крокодил». С тех пор Ки Дук снял более двух десятков спорных фильмов. Он без стеснения критикует общество, культуру и общественные табу, что противоречиво воспринимают корейские зрители. Некоторые даже считают его картины отвратительными, нелогичными и непригодными для местной аудитории.

А за рубежом талант и смелость Ким Ки Дука высоко ценят. Престижные награды режиссёр получал на кинофестивалях в Каннах, Венеции и Берлине. А этого более чем достаточно, чтобы продолжать.

Его персонажи — это не образцовые граждане. Чаще всего они совершают незаконные, неэтичные и аморальные поступки. Многие — изгои, бездомные, бродяги, или просто потерявшиеся и мучимые несчастьями личности. Зрителю сложно отождествлять себя с этими героями, но их перипетии, как минимум, увлекательны.

Весна, лето, осень, зима… и снова весна / Spring, Summer, Fall, Winter… And Spring (2003)

Рейтинг на Кинопоиске — 7,9; IMDb — 8,1

Действие фильма происходит на изолированном озере, где в маленьком плавучем храме живёт старый монах-целитель и его юный воспитанник. Вместе с героями мы наблюдаем, как один сезон приходит на смену другому, и как годы проносятся мимо. Происходящие события кажутся такими же неизбежными, как и смена времён, показывающих цикл жизни.

Это завораживающая драма Ким Ки Дука с которкими диалогами и незатейливой историей, спокойный и созерцательный шедевр идеально соответствующий формуле: «когда меньше — значит, больше».

Мёбиус / Moebiuseu (2013)

Рейтинг на Кинопоиске — 6; IMDb — 6,5

Сумасшедший и противоречивый фильм, в котором Ким Ки Дук выступил и режиссёром, и сценаристом, и оператором. Это история о семье, в которой женщина, узнав, что супруг ей изменяет, впадает в безумие и решает кастрировать их единственного сына. Очевидно, что режиссёр преследовал цель шокировать свою аудиторию, и он в этом преуспел. Диалоги почти отсутствуют, поэтому ничто не отвлекает нас от зрелища на экране, в котором прослеживаются самоистязания, женоненавистничество и эдиповы наклонности.

Пьета / Pieta (2012)

Рейтинг на Кинопоиске — 7,4; IMDb — 7,2

История о том, как мать, некогда покинувшая своего ребёнка, решает появиться в его жизни. Но прошло слишком много времени и в повзрослевшем сыне накопилось слишком много жестокости. Чтобы простить её, он устраивает женщине серию изощрённых и странных испытаний. Это сильный фильм, который не все смогут досмотреть до конца, так как гениальный Ким Ки-Дук исследует самые порочные человеческие стороны. «Пьета» принесла режиссёру «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале.

Пустой дом / Bin-jip (2004)

Рейтинг на Кинопоиске — 7,8; IMDb — 8,1

Это глубокая история о любви и взаимопонимании. Тэ Сук — одинокий молодой мотоциклист, который ездит по городу и расклеивает рекламные листовки на дверях, а затем возвращается и проверяет их. Если листовка не сорвана, он забирается в дом и живёт в отсутствие хозяев. Тэ Сук ничего не крадёт. В оплату за проживание он моет посуду, стирает вещи, чинит сломанные предметы. Однажды он попадает в роскошный дом, хозяйка которого подвергается насилию со стороны мужа. Тэ Сук становится на её защиту, а она следует за ним.

Остров / Seom (2000)

Рейтинг на Кинопоиске — 7,2; IMDb — 7,1

Мужчина, скрывающийся от закона (Ким Юсок), находит убежище в рыбацкой лодке. От попытки самоубийства его спасает немая хозяйка нескольких плавучих домиков (Со Джон). Днём она продаёт своим постояльцам еду, а ночью — своё тело. Режиссёр рассматривает изолированных маргинальных персонажей и фокусируется на экстремальном садомазохизме в их отношениях. Они чувствуют похоть, ревность, боль и страх, реагируя соответственно. Операторская работа, безусловно, заслуживает отдельного внимания, но этот фильм не для всех. Во время показа «Острова» на кинофестивале «Сандэнс» часть аудитории вышла из зала, а на Венецианском кинофестивале несколько зрителей даже упали в обморок.

Плохой парень / Nabbeun namja (2001)

Рейтинг на Кинопоиске — 7,4; IMDb — 6,8

Эта история основана на внезапно вспыхнувшей страсти уличного сутенёра к девушке среднего класса, которую он увидел сидящей на лавочке в ожидании своего парня. Но лав стори от Ким Ки Дука это не то, что можно было бы ожидать. Одержимость главного героя подталкивает его к тому, что он похищает девушку и заставляет заниматься проституцией. «Все хотят родиться в хорошей среде, прожить и умереть достойно. Но в жизни может произойти нечто, что ворвется в Вашу жизнь без предупреждения. Действия других людей могут перевернуть вашу жизнь, и Вы привыкнете к ней помимо воли», — излагает свои мысли режиссёр.

Натянутая тетива / Hwal (2005)

Рейтинг на Кинопоиске — 7,4; IMDb — 7,2

16-летняя девушка живёт на барже с 60-летним мужчиной, который заботится о ней с детства. Он влюблён в свою юную спутницу и обещает жениться на девушке в день её 17-летия. Но планы пары рушатся, когда на баржу приезжает юноша, чтобы порыбачить. Действие картины разворачивается исключительно на лодке, но при этом наполнено аллегорией и смыслом.

Береговая охрана / Hae anseon (2002)

Рейтинг на Кинопоиске — 6,9; IMDb — 6,5

Член береговой охраны капрал Канг после старательного промывания мозгов чтит военный кодекс как Библию. Во время патрулирования он одержим поиском и убийством северокорейских шпионов. Поэтому когда местная пара пересекает запретную границу, капрал даёт волю своей ярости, опорожняет обойму пистолета и даже бросает в них гранату. Одна лишь девушка остаётся жива, но теряет рассудок. Капрал, хоть и получает похвалу от начальства, также оказывается в не лучшей ситуации. После инцидента и его психологического состояние ухудшается. Таким образом, режиссёр показывает, что вооружённые силы создают больше насилия, чем сдерживают, и поднимает одну из своих любимых тем: бессмысленность противостояния Северной и Южной Корей.

Самаритянка / Samaria (2004)

Рейтинг на Кинопоиске — 7,2; IMDb — 7,2

Два подружки-школьницы копят деньги на поездку в Европу. Одна занимается проституцией, а вторая приводит к ней клиентов и сторожит номер пока та «работает». Однажды к ним врывается полиция и для одной из девочек всё заканчивается трагически. Вторая, потрясённая происшедшим, начинает разыскивать каждого клиента.

В этом фильме рассмотрен феномен, который нередок в Японии, где школьницы занимаются сексом с взрослыми мужчинами, чтобы накопить денег на дорогую одежду, смартфоны и т. д. Очевидно, режиссёр принимает сторону девочек, показывая, что они слишком юны и не осознают, к каким последствиям приведут их действия. Нет акцента на описании мужчин-клиентов, но у большинства из них есть дочери того же возраста, что подчёркивает их гнусность.

Адрес неизвестен / Suchwiin bulmyeong (2001)

Рейтинг на Кинопоиске — 7,5; IMDb — 7,3

История происходит в 1970 году в корейском посёлке, расположенном возле базы американских ВВС, где местные жители убивают собак и продают в рестораны. Повествование сосредоточено на трёх персонажах — застенчивом молодом художнике, девушке с изуродованным глазом и сыне американского солдата. Объединяет их общая безысходность.

Это реалистичная драма с живописно и откровенно снятыми сценами насилия. В бесчеловечной обстановке режиссёр шлёт нам отчётливое послание: у войны нет победителей, у неё есть лишь физические, психические и социальные последствия.

Крокодил / Ago (1996)

Рейтинг на Кинопоиске — 7,2; IMDb — 6,7

Полнометражный дебют Ким Ки Дука стал предвестником тех экстремальных тем, которые южнокорейский кинорежиссёр смакует до сих пор.

«Крокодил» — прозвище жестокого бездомного парня, живущего под мостом на берегу реки Ханган. С ним ютятся беспризорный мальчишка и старик, который, кажется, может починить что угодно — от мотоцикла и кофемашины, до ран, нуждающихся в наложении швов. Крокодил добывает деньги на жизнь, обворовывая людей, которые совершают самоубийство, бросаясь в реку, и игрой в карты. Однажды он спасает упавшую в реку женщину, но сразу её насилует. Несмотря на все усилия, он не может преодолеть свою природу. А когда Крокодил пытается вмешаться в жизнь спасённой женщины, все его друзья попадают в большие неприятности.

Отель «Птичья клетка» / Paran daemun (1998)

Рейтинг на Кинопоиске — 7,4; IMDb — 7,1

Одна из любимых тем режиссёра — проституция — стала ключевой в ещё одном малобюджетном фильме, который сделал его известным за пределами Кореи после показа на кинофестивале в Карловых Варах.

На этот раз он рассматривает отношения 24-летней проститутки с членами семьи, владеющей пансионом, в котором она поселилась. Отец и сын хотят затащить её в постель, мать относится к ней как к сотруднице, а дочь ненавидит её, полагая, что она позорит семейный бизнес.

Здесь есть все элементы, характерные для фильмов Ким Ки Дука: мало диалогов, короткие сексуальные сцены, насилие и пронизывающее чувство депрессии. В то же время, несмотря на скромный бюджет, ему удаётся вместить в картину ряд кадров необыкновенной красоты.

Время / Shi gan (2006)

Рейтинг на Кинопоиске — 7,5; IMDb — 7,3

Молодая пара в Сеуле после двух лет отношений испытывает кризис. Девушка обеспокоена тем, что парень теряет к ней интерес, донимает его ревностью и внезапно исчезает. Она обращается к пластическому хирургу, чтобы полностью изменить своё лицо. В обновлённом образе девушка надеется вернуть интерес возлюбленного.

Ким использует понятие пластической хирургии, которую, кажется, не жалует, чтобы поразмышлять о том, можем ли мы изменить себя, изменив свой внешний облик? Он идёт ещё дальше и исследует реакцию других людей на такие изменения, пытаясь понять, как нас воспринимают другие, особенного те, кого мы любим.

Дикие животные / Yasaeng dongmul bohoguyeog (1997)

Рейтинг на Кинопоиске — 6,8; IMDb — 6,4

Свой второй полнометражный фильм Ким Ки Дук снял во Франции, где когда-то учился и работал уличным художником. В обстановке почти постоянного насилия режиссёр рисует нам историю о жизни корейских иммигрантов в Европе, а также о любви и мужской дружбе. Странным образом сплетаются судьбы бывшего солдата северокорейской армии и мелкого южнокорейского жулика, мечтающего стать художником. В их мире случаются краткие счастливые моменты, но в нём нет места доверию. Сцены насилия графичны и незабываемы, особенно с замороженной рыбой.

Сеть / Geumool (2016)

Рейтинг на Кинопоиске — 7,5; IMDb — 7,3

Сети бедного северокорейского рыбака попадают в двигатель лодки, и его случайно уносит в Южную Корею. Тут его арестовывают и устраивают жёсткий допрос, а также пытаются переманить щедрыми посулами. В конце концов, ему удаётся вернуться в свою страну к семье, где рыбак неожиданно сталкиваться с таким же обращением.

Режиссёр вновь обращается к теме двух Корей, подчеркивая, что, несмотря на финансовые различия (богатый Юг, бедный Север), идеологии и методы в обеих странах остаются неизменными и одинаково бесчеловечными.

Ариран / Arirang (2011)

Рейтинг на Кинопоиске — 6,9; IMDb — 6,9

В жизни режиссёра произошли события, перед которыми он отступил и уединился в горной хижине. Три года Ким Ки Дук провёл в творческом кризисе, ничего не снимая. В какой-то момент он включил камеру и начал записывать исповедальное видео. А на Каннском кинофестивале в 2011 году состоялась премьера его документальной картины «Ариран», получившей главный приз конкурса «Особый взгляд».

Фильм состоит из монологов, крупных планов лица режиссёра; иногда он пьян, иногда поёт, иногда объясняет свои мысли и чувства, рассказывает, почему не снимает и как страдает от того, что не может не снимать. «Я не могу не снимать фильм, поэтому снимаю. Моя жизнь как документальный фильм и драма». Объясняя природу своих фильмов, говорит: «Для меня жизнь — это садизм, самоистязание и мазохизм. Мучая других, пытать и мучить себя».

Вздох / Soom (2007)

Рейтинг на Кинопоиске — 7,5; IMDb — 7

Ён — несчастная замужняя женщина, которая узнаёт, что муж ей изменяет. Бесцельно бродя по городу, она вспоминает, что видела телерепортаж о преступнике, который в камере смертников неоднократно пытался совершить самоубийство, и решает его навестить. В итоге оба начинают испытывать взаимные чувства.

Режиссёр использует различия в жизни главных героев, чтобы показать историю о жизни и смерти, удерживаясь от каких-либо шокирующих элементов, что делает этот фильм одним из «самых лёгких» для просмотра. «Вздох» получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля в 2007 году.

Мечта / Bi-mong (2008)

Рейтинг на Кинопоиске — 7; IMDb — 6,6

Главному герою снится дорожно-транспортное происшествие, проснувшись от кошмара, он решает взглянуть на место аварии и узнаёт, что сон оказался реальностью. Следуя за полицейскими, он видит, что в происшествии подозревают женщину по имени Рэн, которая отрицает свою вину. В итоге он понимает, что с Рэн происходит то, что он видит во сне.

В этом фильме главное внимание уделяется понятию снов и их связи с реальностью. Включённые в повествование сновидения могут временами запутывать зрителя, но они пронизывают весь фильм магическим реализмом.

Аминь / Amen (2011)

Рейтинг на Кинопоиске — 6,1; IMDb — 5,6

Безымянная девушка ездит по городам Европы в поисках своего любимого парня. Во время путешествия мужчина в маске насилует её и крадет все вещи, но затем возвращается и меняет своё поведение.

Фильм снят в основном портативной камерой, которая иногда движется совершенно безумно. Так что «Аминь» можно назвать ещё одним экспериментом южнокорейского режиссёра, как с точки зрения кинематографии, так и повествования.

Реальный вымысел / Shilje sanghwang (2000)

Рейтинг на Кинопоиске — 6,3; IMDb — 6,1

«Реальный вымысел» — в большей степени эксперимент, чем полноценное кино. Эту картину сняли десятью кинокамерами в течение 200 минут, а затем смонтировали 85-минутный фильм.

Главный герой — уличный художник, рисующий портреты людей в парке. Однако над ним постоянно издеваются недовольные клиенты и бандиты. Он отправляется вслед за девушкой, снимающей его на камеру, и приходит на некое подобие театральной сцены, где его избивает актёр. Кажется, это происшествие будит ярость, которую художник так долго сдерживал, и он идёт мстить всем, кто его оскорблял.

Это фильм о мести и уровне насилия, которое человек способен вынести, прежде чем стать на путь мщения.

Один за другим / Ildaeil (2014)

Рейтинг на Кинопоиске — 6,1; IMDb — 5,7

9 мая жестоко убита школьница. Правосудие берёт в свои руки загадочная группа под названием «Тень», которая выслеживает семерых подозреваемых, одного за другим.

Фильм во многом напоминает старые фильмы режиссёра: то же использование портативной камеры, крайнее насилие и малобюджетное производство. Но здесь масса диалогов, что не типично для его «молчаливых» фильмов. Также здесь отслеживается социальный комментарий о понятии насилия и его обоснованности по отношению к холоднокровным преступникам.

Стоп / Seutop (2015)

Рейтинг на Кинопоиске — недостаточно оценок; IMDb — 5,7

Ким Ки Дук затронул проблему катастрофы на Фукусиме, сняв картину с участием японских актёров. В фильме рассказывается о молодой паре, живущей в районе АЭС и подвергшейся радиации во время распада реакторов. Их эвакуируют в Токио, но девушка на момент аварии уже была беременна. После переселения к ней приходит правительственный чиновник и рекомендует сделать аборт. Пытаясь решить проблему радикально, герои поддаются безумию. Своё экологическое послание режиссёр вновь пытается донести в свойственной ему манере, шокируя зрителей. Есть момент, который особенно выделяется, и это — концовка.