«Антирусский заговор, безусловно, существует — проблема только в том, что в нем участвует всё взрослое население…» — Виктор Пелевин.
Многие мои статьи всегда вызывают массу негодования у скептиков. Основным посылом ко мне можно обозначить лоббирование идеи «сиди и не гавкай». Якобы я пытаюсь сделать хорошую мину при плохой игре и не пойми зачем пропагандирую утопические идеи.
Я не отрицаю множества проблем и практически всегда ясно про это говорю. Я и сам далеко не так лоялен к существующей власти. Я тоже человек и тоже понимаю невыгодность нашего положения и тягость дальнейших перспектив. Я точно так же, как и все, презираю чинуш, хамящих простому работяге, и, мягко говоря, не поддерживаю их многие действия.
Однако у меня есть довольно большой вопрос (я бы даже сказал, ОГРОМНЫЙ): тот, кто постоянно заявляет о массе проблем и чрезмерно льёт негатив в адрес того же «Минска» и прочих инициатив, имеет ли пути решения выхода из создавшейся ситуации? Прошу нервных холериков успокоиться и оставить идею «сместить/посадить/расстрелять к чёрту». Это ни к чему хорошему не приведёт. Ниже объясню, почему.
Имеет ли кто-нибудь концепцию успешных Республик? Хотя бы мало-мальски годную. Но не сказочную, а реальную, учитывающую много факторов политической грязи и подводных камней.
Хоть кто-нибудь знает, что происходит по ту сторону политической ширмы? Догадки прошу отбросить. Если вы действительно думаете о судьбе Донбасса, то пользуйтесь фактами.
И что вообще будет происходить, прибегни власть к вашему единственному карликовому совету? Это мы только на словах все гении и прекрасные экономисты, но если коснуться дела, то окажется, что у нас с головой всё настолько хреново, что время вызывать экзорциста.
Хорошо, положим, у власти сплошные бандюги и сволочи, а люди настолько зажаты в тиски закона и узурпации, что надежды на будущее просто нет. Можно, конечно, сказать, что все эти звенья-чиновники нужно распустить и заменить другими, но это ровным счётом ничего не изменит. На их место придут другие, но такие же, как и предыдущие, которые будут советовать преемникам свои старые схемы управления.
Прошу не хныкать прежде времени. И не нужно думать, что от нас ничего не зависит. Зависит, ещё и как. Возможно, вы скажете, что нам просто нужны хорошие управленцы, которые будут трудится во благо народа.
Но таких нет, потому что, по общему мнению, к власти приходят алчные и аморальные карьеристы. Им якобы плевать на нужды народа. Дай только карман набить. Безусловно, таких людей достаточно много, но откуда они все приходят?
Возьмём, к примеру, всем хорошо известного Януковича, который отлично соответствует нашему общему представлению о коррумпированной власти. Он ведь из простой рабочей семьи был. Но вор немыслимых масштабов. Козёл, казнокрад и обладатель золотых батонов с унитазами.
Он был воспитан не только своими родителями, а ещё окружающим его социумом. Мать, например, работала медсестрой, и (не без того) брала «благодарности», потому что люди сами несли. Коррупция в чистом виде, не правда ли?
Отец Вити работал машинистом тепловоза, и, конечно, вместе со своей бригадой сливал из баков солярочку. Иногда мог поживиться содержимым вагонов. Если, конечно, начальник разрешит, с которым тоже нужно было делиться. Я сам работал на железке и помню увиденное.
А маленький Витя вместе со своими одноклассниками бегал тырить черешни у дяди Толи на даче, после чего строгий отец, который тоже тырил всё, что можно, отвешивал ему ремнём по заднице. Маленький Витя потом долго не мог взять в толк, почему папа надавал ему ремня, ведь отец тоже крал и частенько хвастался, как он вертит своих начальников вокруг пальца.
Витя подсознательно понял: отец наказал его не за воровство, а за то, что Витя попался. Он вырос с твёрдым пониманием того, что воровать на самом деле — не плохо, нужно только грамотно всё обдумать.
Добравшись на несколько уровней выше благодаря разумному подходу и дележу с таким же, как и он, окружением, Виктор оказался у ещё большей кормушки и так же грамотно распоряжался своим хозяйством.
Через время, Виктор Фёдорович располагал такими ресурсами, что их не нужно было и воровать — всё это по умолчанию уже было его собственностью. Правильно наворованное майно помогло Виктору Фёдоровичу стать премьером, а ещё через время — президентом. Создавая свою империю, Виктор Фёдорович конечно же обогащал своих родных и близких, обставлял себя таким же, как и он, окружением. Подозреваю, что некоторые из этих «кумовей», вместе с ним воровали в детстве черешни, с которых всё и началось.
Наверное, каждый русский так или иначе однажды воровал, как воровал черешни маленький Витя. Чужое — оно же вкуснее. А всё потому, что по нашему старому убеждению, каждый уверен: воровать на самом деле не плохо. Иногда это даже хорошо. Особенно, если красть у государства. Желательно как можно больше. Даже самую мелочь на заводе. Гайки, например. Да и «благодарность» брать тоже нужно: дают — бери, бьют — беги.
Понимаете, к чему я это? При всей нашей требовательности, мы тоже далеко не святые. И Витя таким вырос, не только потому, что его родители плохо воспитали, а потому, что люди такие вокруг. Общество с такой моралью было вокруг каждого управленца. Такое общество и воспитало множество алчных людей. А это самое общество — и есть мы.
Разумеется, в этом ещё была вина реалий того времени, ведь купить, к примеру, свиную мякоть можно было с колоссальными усилиями. Да и само слово «купить» вытеснялось словом «достать».
Доставать нужно было всё: от туалетной бумаги до иностранной музыки и модной «джинсухи». Связи и «блаты» стоили дороже денег. Внутренняя субэкономика держалась на пресловутом понятии «ты — мне, я — тебе».
Все эти нюансы вместе со сплочённостью вырабатывали коррупцию и закаляли маленькую преступную жилку в каждом. И ведь все эти механизмы лишь отчасти были вызваны внутренней политикой государства. Настоящим автором этой картины был народ. Я не буду расписывать первопричины, ведь для этого нужно нырнуть гораздо глубже XX века. Но так или иначе, сейчас у руля стоят те, кто сами вышли из вороватого народа.
Так что же тогда делать, умник? — скажите вы. — С одной стороны, виноваты мы, но с другой, виноваты они. Проблема настолько запутана, и разобраться, кто прав, кто виноват — довольно сложно.
Лично мне это напоминает дилемму под названием «Проблема курицы и яйца». С одной стороны, для появления курицы необходимо яйцо, с другой — для появления яйца нужна курица. Необходимо установить причинно-следственную связь. А не зная азы эволюции, над этим вопросом бились учёные и философы древности довольно долго. Как не крути, но всюду парадокс.
С точки зрения эволюции, ответ заключается в том, что не было ни того, ни другого. С точки зрения философии: ничего из них не было первично, а появились одновременно. Такая же дилемма и у нас. Нужно понять, что виноват не кто-то конкретный, а мы все.
Люди очень любят говорить о необходимости создать условия для нравственного подъёма. Но кроме вас этого никто не сделает. Не появится такого доброго дяди, который всё устроит. Для начала нужно, чтобы такой человек просто родился и был правильно воспитан нравственным социумом. А если каждый из нас будет скулить и ничего не делать, то этот потенциальный добрый дядя вырастет таким же, как и его предшественники.
Нужно соответствовать образу того, кого хочешь видеть у руля. И нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. Мы все — часть государства. Мы все задаём ему ритм, а следовательно, не стоит во всём винить только управленцев. Начинать нужно с себя.
Объясняя детям что воровать нехорошо, — нужно самому не воровать. Крича, что вокруг коррупция — нужно самому не давать и не брать взятки.
Так что — делайте выводы. Соответствуем ли мы образу того, чего хотим? Мы имеем ровно то, чего заслуживаем. В этом и заключается парадокс народа и власти.
Алексей Гумилёв