Историк Е.Спицын: Большевики, как никто иной, поняли истоки русской государственности

0
80

Историк Е.Спицын: Большевики, как никто иной, поняли истоки русской государственности

Русская государственность  ключевой аспект истории нашей страны. Но что мы знаем о ней сегодня? В сущности совсем немного.

Исправить эту досадную ошибку попытался известный русский историк Евгений Спицын. В передаче «Телесоскоб» на телеканале «Красная линия» он рассказал на базе чего создавалась русская государственность, что она собой представляла, как эволюционировала.

«Русская государственность, — заявил Спицын, — создавалась на базе территориальной общины. — И это принципиально важная вещь».

 

Что такое территориальная община?

«Это согласование интересов всех членов общества и учет мнения меньшинства, причем неголословное, а реальное, — пояснил историк. — Это избрание всех должностных лиц этой общины, не важно сельская ли это община или городской посад».

«Именно на базе этой территориальной общины, — подчеркнул Спицын, — в которой, кстати, никогда не было института частной собственности, и выстраивалась система сотских, тысяцких и т.д».

 

Историк Е.Спицын: Большевики, как никто иной, поняли истоки русской государственности

Евгений Спицын, историк

«Более того, — продолжил историк, — когда нам сегодня говорят о том, что Россия эпохи Ивана Грозного — это тоталитарное государство, где полусумасшедший царь налево направо расправлялся со всей оппозицией, это либо элементарное незнание фактов, либо элементарная подлость«.

Почему?

«Потому что в середине 50-х годов [XVI векаименно Иван Грозный инициирует проведение очередной реформы местного управления, в основе которой лежала отмена кормлений и передача власти местным выборным должностным лицам, тем же целовальникам», — объяснил Спицын.

«Если же обратиться к советскому периоду нашей истории, — заметил историк, то надо сказать, что большевики, как никто иной, поняли истоки вот этой русской государственности. — Когда они строили систему советской власти, то во многом опирались именно на эти тысячелетние традиции нашего народа».

«Ведь Советы, — напомнил Спицын, — это живое творчество народных масс. — Их никто не создавал, никто ими не руководил и т.д. Возникла революционная ситуация и в рамках этой революционной ситуации появился сначала Петросовет, потом Моссовет, потом региональные советы. Это было живая потребность народа. Видимо где-то в глубине его души все эти традиции были живы».

«И когда соратники говорили Ленину, что Советы — это лишь переходная форма, которая даст возможность большевикам легально взять власть, — вспомнил историк. — Он [Ленин] в своей работе «Государство и революция», ответил им: «Нет, ребята, это не просто переходная форма, это и есть основа советской государственности«.

Вот такая пища для размышлений.