Картина Леонардо да Винчи Мона Лиза: смотрит на зрителя или нет, учёные разоблачили главный миф Джоконды, куда смотрит Мона Лиза

0
101

Картина Леонардо да Винчи Мона Лиза: смотрит на зрителя или нет, учёные разоблачили главный миф Джоконды, куда смотрит Мона Лиза

Ученые Билефельдского университета в Германии разоблачили миф об «эффекте Моны Лизы», согласно которому взгляд изображенной на знаменитой картине женщины следит за зрителем. Хотя существуют портреты, которые создают подобное впечатление, у Джоконды этот эффект на самом деле отсутствует. Статья исследователей опубликована в журнале i-Perception, передает lenta.ru.

Эта картина одна из «самых раскрученных произведений искусства. Ее стоимость сейчас просто невероятна, и это обеспечивается несколькими факторами. Во-первых это художник, а это да Винчи, с именем, которого многое связанно. Второе это ореол загадочности вокруг портрета, так как ученые до сих пор спорят, кто изображен и почему и что за странная улыбка, по ней даже определили, что изображенная болела гормональным заболеванием. В третьих это так называемый «эффект Моны Лизы».

Учёные разоблачили главный миф Джоконды, смотрит на зрителя или нет, куда смотрит Мона Лиза

Картина Леонардо да Винчи Мона Лиза: смотрит на зрителя или нет, учёные разоблачили главный миф Джоконды, куда смотрит Мона Лиза

Суть его заключалась в том, что если человек оказывается в поле зрения картины, то ему кажется, что изображенная женщина следит за ним. Ученые долго хотели понять что же это значит и как этот эффект был достигнут. Но последнее исследование доказало не существует никакого эффекта этой картины.

Когда нужно убирать ёлку: до Крещения или нет, сколько должна стоять ёлка после Нового года

Оказывается ощущение, что за тобой следят возникает, когда изображенный на картине смотрит в камер. Все кто потом смотрят на этот снимок «чувствуют» взгляд изображенного и даже неважно, где человек находится относительно снимка, под каким углом. Исследователи говорят, что такой «фокус» легко показать и на других картинах:

Сам эффект отрицать не приходиться, его легко продемонстрировать. Но в случае Моны Лизы такого впечатления на самом деле не возникает, — пояснил автор исследования доктор Себастьян Лот.

Ученые одного из университетов страны «поработали» с изображением этого произведением искусства. Его увеличивали до тех пор пока в кадре не остались только глаза и часть носа, всего же было пятнадцать вариаций картины. Затем их показали добровольцам и те признались, что не ощутили никакого взгляда, многие говорили, что Джоконда смотрит куда-то вправо.

Так, что говорить о существовании особого эффекта это картины неправильно. На самом деле это лишь показывает, как человек хочет внимания считает ученый.

Очевидно, что термин «эффект Моны Лизы» ложный в своем названии. Это иллюстрирует сильное желание быть объектом чужих взглядов, быть в центре чьего-то внимания, даже если вы совсем не знаете этого человека,

— сказал соавтор исследования доктор Гернот Хорстманн с кафедры психологии, который специализируется на вопросах внимания.

Мона Лиза картина Леонардо да Винчи куда смотрит, детали исследования

Картина Леонардо да Винчи Мона Лиза: смотрит на зрителя или нет, учёные разоблачили главный миф Джоконды, куда смотрит Мона Лиза

Немецкие ученые — профессор Гернот Хорстман (Gernot Horstmann) из Билефельдского университета (Bielefeld University, Neurocognitive Psychology, Department of Psychology and Sport Sciences at Cluster of Excellence Cognitive Interaction Technology) и его коллега Себастьян Лот (Sebastian Loth) — выступили с опровержением. В статье, опубликованной в начале 2019 года в научном журнале i-Perception, они сообщили: портрет Моны Лизы не имеет никакого отношения к одноименному эффекту, поскольку женщина, изображенная на портрете, не следит глазами за наблюдателями. Это заблуждение, точнее — самовнушение.

Когда сажать огурцы на рассаду в 2019 году по лунному календарю, благоприятные дни

Прежде всего немцы выяснили, куда на самом деле смотрит женщина. Эксперименты, в которых участвовали 2 тысячи добровольцев, продемонстрировали: взгляд Моны Лизы устремлен в точку, которая расположена на расстоянии 35,5 сантиметров от нее. Ее глаза «скошены» влево под углом 15,4 градуса. Таким образом наблюдателю, стоящему непосредственно перед портретом, кажется будто бы женщина смотрит вправо.

Профессор Хорстман объясняет:

…«эффект Моны Лизы», конечно же, существует. Но иллюзия возникает в том случае, если глаза на полотне «смотрят» прямо — под углом в 0 градусов. Или под небольшим углом. Для картины Леонардо да Винчи он не должен был бы превышать 5 градусов. А имеющийся — в три раза больший угол — уже, что называется, перебор. То есть, «эффект Моны Лизы» Мона Лиза не создает. НАБЛЮДАТЕЛИ просто «ведутся» на распространенный миф.

Разгадав одну загадку, исследователи тем самым создали другую. Что находилось в 35,5 сантиметрах от женщины, позировавшей Леонардо да Винчи? Что так сильно привлекло ее внимание? От чего Мона Лиза не могла оторвать взгляд? На эти вопросы пока нет ответа.