Легендарные советские фильмы, которые показали только благодаря Брежневу

0
111

В советские времена чиновники от кино всегда старались перестраховаться и часто, на всякий случай, не допускали к прокату тот или иной фильм, чтобы не навлечь на себя гнев высокого начальства. Однако начальство зачастую оказывалось куда дальновиднее и либеральнее своих подчиненных. Так, многие фильмы, завоевавшие огромную популярность, вышли на экраны только благодаря лично Генеральному секретарю КПСС Леониду Ильичу Брежневу.

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (режиссёр Леонид Гайдай, 1966 год)

Чиновникам Госкино СССР фильм категорически не нравился. Им не нравились шутки, не нравились песни Александра Зацепина. Песню «Если б я был султан…» объявили аморальной, третий куплет: «Если все три жены мне нальют по сто, итого триста грамм — это кое-что…» из нее вообще убрали.

В пятницу на «приемку фильма» председатель Госкино Алексей Романов явился уже в плохом настроении, которое он и не скрывал. Во время просмотра этой комедии в зале не смеялся никто, кроме киномехаников, которых пришлось успокаивать.

По окончании фильма Романов заявил: «Эту антисоветчину зритель увидит только через мой труп!».

Окончательное решение по этому фильму должны были принять в понедельник, на заседании коллегии Госкино.

С тем и разошлись. Некоторые знакомые уже начали сторониться создателей фильма.

Но каково было всеобщее изумление, когда в понедельник утром Романов, выйдя из кабинета, поздравил авторов и сообщил, что их фильм выходит в прокат, причем ему присвоена высшая прокатная категория. Что же случилось?

Оказывается в пятницу вечером, когда все уже разошлись, позвонил помощник Брежнева и попросил прислать для генсека на выходные «что-нибудь новенькое». Дежурный сказал, что есть одна кинокомедия, но ее только что забраковали. Но, тем не менее, фильм Брежневу отправили. Результат превзошел все ожидания! Брежнев был в восторге от картины, за выходные он просмотрел ее раз пять, смеясь до слез. В выходные он позвонил Романову, поздравив его с прекрасной работой и назвав ленту «очередной победой советского кинематографа».

Так что поклонникам картины стоит порадоваться тому, что у Брежнева было прекрасное чувство юмора.

«Бриллиантовая рука» (режиссёр Леонид Гайдай, 1968 год)

История с приемкой очередной комедии великого мастера была примерно такой же, как и с «Кавказской пленницей». Вначале члены комиссии посчитали, что она со своими легкомысленными песенками и шуточками нарушает моральные устои социалистического общества. Брежнев же, посмотрев фильм, опять смеялся от души, не видя в нем ничего крамольного. Естественно, после этого все запреты с картины были сняты.

«Джентльмены удачи» (режиссёр Александр Серый, 1971 год)

Большинство зрителей не знают и не помнят имя режиссера этого поистине народного фильма.

А вспомнить его, конечно же, стоит. Георгий Данелия, которого многие считают автором фильма, лишь написал сценарий, а идея картины в целом принадлежит Александру Серому, судьба которого сложилась непросто. В свое время он был осужден за драку, и провел 4 года в тюрьме, испытав на себе все прелести лагерной жизни.

Режиссер Александр Серый

Чиновникам Госкино очень не понравился блатной жаргон, часто используемый по ходу фильма, а также романтизация образов преступников, которые выглядели смешными и совсем не страшными. Не считая, конечно, «Доцента».

И в судьбу этого фильма также вмешался Леонид Ильич. Привез картину на дачу Брежнева его зять, полковник Чурбанов, служивший в МВД. Вместе они и смотрели этот фильм, при этом Чурбанов комментировал отдельные его эпизоды. Картина развеселила Брежнева и очень ему понравилась. В отличие от чиновников, ничего, расходящегося с советской идеологией, он не заметил.

И спустя несколько месяцев после этого «дачного просмотра», фильм увидели миллионы зрителей. Время все расставило по своим местам. Успех картины был ошеломляющим.

А вот фокус – на афише 80-х годов нет одного из главных героев фильма – Савелия Крамарова. В 1981 году он эмигрировал в США, и имя Крамарова было стерто с афиш и вырезано из титров. В фильме он есть, а в титрах нет…

«Белое солнце пустыни» (режиссёр Владимир Мотыль, 1969 год)

Комиссия Госкино предъявила режиссеру очень много претензий, внеся около тридцати замечаний. Чтобы это все поправить, нужно было полностью переснять многие сцены. Владимир Мотыль категорически от этого отказался, и фильм ждала незавидная участь – пылиться «на полке». И опять помогла счастливая случайность.

Леонид Ильич еще с молодости был большим поклонником американских вестернов и для него осенью 1969 года заказали из-за океана несколько новых фильмов. Но по какой-то причине они вовремя не пришли, и Брежневу предложили посмотреть советский фильм, тоже с ковбойскими штучками, но с красноармейцами и басмачами вместо шерифов и ковбоев. От фильма Брежнев пришел в полный восторг. Очень понравились ему эпизоды с драками, пришлась по душе и песня.

Закончив смотреть картину уже за полночь, он позвонил Романову: «Хорошее кино снимаешь! Утерли нос американцам, молодцы. А почему фильм не в прокате?» Романов вначале даже не понял, о каком фильме идет речь. Уточнил название – он эту картину даже не смотрел.

С утра пораньше Романов примчался в Госкино, просмотрел фильм и дал указание пустить его в прокат после трех незначительных поправок. В данном случае Владимир Мотыль спорить не стал (три поправки – это не двадцать семь), и фильм вскоре вышел в прокат, практически сразу завоевав любовь зрителей.

«Пираты ХХ века» (режиссер Борис Дуров, 1979 год)

Фильм, удачно проскочивший цензуру Госкино, затормозило начальство из ЦК ВЛКСМ. Смутили комсомольских лидеров сцены жестокости и насилия, во многих из которых использовались приемы карате, находящегося в нашей стране на полулегальном положении в те годы. Выпустить фильм в прокат так и не решились и отправили его в хранилище.

Просмотрев в один из выходных дней у себя на даче этот залихватский боевик, в котором «наши» отважно расправились с врагами, Брежнев удивился, почему этот фильм не показывают людям. Сразу после этого, фильм сняли «с полки» и отправили в прокат. Так началось его триумфальное шествие по экранам страны. И опять благодаря Брежневу…

«Белорусский вокзал» (режиссёр Андрей Смирнов, 1971 год)

В этом фильме московская милиция представлена далеко не в лучшем свете, и это вызвало недовольство министра МВД Щелокова. По этой причине цензоры не пропускали ее на экран. Авторы фильма, зная истории со счастливым концом с другими картинами, приложили немало сил и все-таки добились того, чтобы фильм показали Брежневу.

Леонид Ильич был довольно сентиментален, и его до слез растрогала одна из лучших сцен фильма, когда Нина Ургант поет своим однополчанам песню Булата Окуджавы о десантном батальоне.

Конечно, после этого фильм был тут же разрешен, ни о каких правках не могло быть и речи.

А песню из этого фильма старались обязательно включать в программу концертов, если на них присутствовал Брежнев.

«Калина красная» (режиссер Василий Шукшин, 1974 год)

Похожая история произошла и с фильмом Василия Шукшина. К нему у студийного руководства было множество претензий, фильм на экран не пропускали.

Но после того, как на просмотре этого фильма членами Политбюро (это тоже практиковалось) во время самого драматичного эпизода фильма – встречи Егора Прокудина с матерью – Брежнев прослезился, судьба фильма была решена.

«Гараж» (режиссер Эльдар Рязанов, 1979 год)

В марте 1980 года в Доме кино Рязанов представил свою новую работу – сатирическую комедию «Гараж». Фильм был принят на ура. И Рязанов ожидал, что скоро вся страна окунется в «гаражные» страсти на экране. Но, оказалось, что картину выпустили очень маленьким тиражом, в столице ее не показывали вовсе, увидеть картину можно было только в Подмосковье. А после первых показов тираж ленты собирались и вовсе уничтожить. Но и тут свою лепту в спасение фильма внес Леонид Ильич.

Дело в том, что в то время проходил пленум ЦК КПСС, на котором Брежнев в своем докладе сделал упор на то, что необходимо беспощадно вскрывать и критиковать недостатки в общественной жизни. И вышло так, что «Гараж», как нельзя кстати, явился оперативным ответом советских кинематографистов на требование времени, на призыв партии.