Фото: Гордон
Опрос Вестей
Как только артист празднует двадцатилетие на сцене, у его имени автоматически появляется приставка: «легенда». То же – с музыкальными группами. В последние годы такая маркировка артистов и групп приобрела иное звучание: теперь приставка «легенда» — скорее ругательство. Лидер группы Procol Harum Гари Брукер сказал в одном из интервью: «Стоит один раз поверить в то, что ты «легенда», и все — твоя музыка окончена». «Вести» спросили участников украинской шоубизовой индустрии, каким артистам и группам приставка «легендарный» присвоена незаслуженно.
Результат получился неожиданным, но какое же удивление мы испытали, когда в этот антирейтинг вошли Doors, Мetallica и… Джастин Бибер. Этот список может покоробить и даже шокировать, однако у наших экспертов есть аргументы, почему легендарность именно этих артистов и групп на поверку оказывается весьма сомнительной.
Ирландская рок- и ньювейв группа существует с 1976 года. Их альбомы разошлись тиражом более 170 миллионов копий. По состоянию на 2016 год в активе U2 — 22 премии «Грэмми»: это больше, чем у любой другой группы в мире.
«Теперь культовая, ирландская группа вышла из постпанк-движения, и в 1980-х ценилась за остросоциальные и антивоенные посылы в песнях. Все изменилось в 90-х: сполна ощутив статус поп-звезд, музыканты ударились в мегаломанию, нарциссизм и самоповторы. Однажды придумав новаторский прием «плавающего» звучания, гитарист Эдж по-прежнему эксплуатирует его по кругу, а фронтмен Боно в своих душеспасительных спичах заметно перегибает с пафосом в ущерб, собственно, музыке».
Альбомы группы Metallica, созданной в далеком 1981 году, разошлись по всему миру тиражом более 110 миллионов экземпляров, что делает ее одним из самых коммерчески успешных коллективов. В 2011 году один из крупнейших журналов о метал-музыке Kerrang! признал Metallica лучшей метал-группой последних 30 лет. Обладатели восьми премий «Грэмми».
««Метла» и «Перцы» (Metallica и Red Hot Chili Peppers – ред.) лажают на концертах, но всем уже все равно. Искусство раскрутки ничего общего с искусством как таковым не имеет. Сейчас берешь любой хит-парад и видишь там кучу дерьма, потому что музыку пишут под уровень плинтуса — чтобы зашло любому. Из свежих примеров: Foo fighters, чья песня Run была выбрана на «Грэмми» как лучший рок-хит 2017-го года».
Американская хардрок-группа из Лос-Анджелеса, сформировавшаяся в 1985 году. Они выпустили шесть студийных альбомов, продажи которых превысили 100 миллионов копий во всем мире.
«Я тоже обожаю гитарное соло в November Rain и признаю, что у Акселя Роуза есть харизма рок-оборванца. Однако героичность поз участников группы, которые таким образом подчеркивают свой «легендарный» статус, не вызывает ничего, кроме улыбки. Можно и попроще сделать лицо».
Британский рок-певец и автор песен, а также продюсер, звукорежиссер, художник и актер. Более полувека занимался музыкальным творчеством и часто менял имидж, поэтому его называют «хамелеоном рок-музыки». В 2000 году еженедельник New Musical Express проводил опрос среди музыкантов различных стилей и направлений. На вопрос: «Какой музыкант оказал наибольшее влияние на ваше собственное творчество?» чаще всего отвечали, что это Дэвид Боуи. В итоге он был признан самым влиятельным музыкантом столетия.
«Воспользуюсь цитатой одного анонима: — Удивительный исполнитель этот Боуи! Все им восхищаются, и нигде я его не слышал. Ни в старые времена, когда ходил винил, никто его не предлагал и не спрашивал. Ни сейчас его не слышно: ни в машинах, ни на радио, ни на вечеринках, никто про него даже не упоминает в разговорах на музыкальные темы. И в то же время все им восхищаются — при том, что у него практически отсутствуют вокальные данные, и песни его в принципе — одна муть.
А вообще, в общемировом музыкальном контексте, на статус легенды работает время. Со временем подтягиваются фильмы, каверы, визуальная атрибутика, создается инфополе, определенная религия. Однозначно, лучшая легенда — мертвая легенда: как Курт Кобейн, Джими Хендрикс или Али Фарка Туре. А вот с живыми легендами сложнее. Религия требует культа мертвых. Мертвые дают больше пространства для выдумок и фантазий, и с этой точки зрения Джону Леннону повезло больше, чем Полу Маккартни, а Сид Вишес выглядит живее Игги Попа».
Группа существовала с 1965 по 1973 год, хотя их лидер Джим Моррисон умер в 1971 году. The Doors стала первой американской группой, записавшей 8 золотых альбомов подряд. В 1993 году Doors вошли в Зал славы рок-н-ролла.
«Честно говоря, этим музыкантам просто повезло с фронтменом. Именно харизма и поэтический талант Джима Моррисона вывели The Doors в первую лигу психоделик-рока при исполнительской посредственности остальных участников коллектива. Вместе с тем, в песнях музыкантов хватает и чисто мелодических хуков, что делает ее субъективно одной из моих любимых групп 1960-х».
Двадцатичетырехлетний канадский поп-R&B-певец, который уже десять лет на сцене. За это время в мире было продано более 100 миллионов экземпляров его альбомов. Также он выиграл 21 MTV Europe Music Awards, и это рекорд. По состоянию на 2016 год Бибер имеет 14 рекордов в книге Гиннеса, из них 8 — благодаря успеху его альбома Purpose.
«Переоценка артиста идет от менеджмнта – при правильном промо, позиционировании и продавливании весьма посредственный со всех точек зрения продукт становится популярным. Первое, что мне сразу приходит на ум – Джастин Бибер. Это чисто маркетинговый продукт с правильно продуманной легендой. Для меня он с точки зрения музыки ничего из себя не представляет. Он нравится малолеткам, но таких как он в той же Америке — миллион. Правильный подход, при достаточно среднем материале, принес свои плоды».
Австралийская рок-группа, сформированная в 1973 году. Коллектив продал свыше 200 миллионов копий альбомов по всему миру. В марте 2003 года группа AC/DC была принята в Зал славы рок-н-ролла в Нью-Йорке.
«Даже поклонники группы согласятся с тем, что она играет одну песню в разных вариациях уже почти полвека. Это интересно как феномен шоу-бизнеса и по-своему умиляет, но вопли восторга по поводу AC/DC несоразмерны с их музыкальным талантом».
Американская рок-группа, созданная в 1961 году. Они выпустили 29 студийных альбомов, более 70 синглов (из них 36 входили в «Топ-40», а 4 — заняли первые места). Всего в мире продано более 65 миллионов альбомов группы. В 2001 году The Beach Boys получили «Грэмми» — за жизненные достижения.
«У нас эта группа никогда не пользовалась особой популярностью, но на Западе The Beach Boys являются культовыми личностями среди слушателей и коллег. Однако при длительном прослушивании репертуара «Пляжных мальчиков» наталкиваешься на мысль, что это в меру талантливый, но довольно типовой аналог ВИА конца 1960-х (только с упором на серферскую эстетику, а не на «ромашки-ландыши»), каких на наших просторах хватало. У группы есть как минимум один концептуальный и действительно хороший альбом «Pet Sounds» (1966), но для статуса легенд этого, как по мне, маловато».
Восьмидесятилетний советский российский эстрадный певец, прославившийся исполнением саундтрэка к фильму «17 мгновений весны» «Не думай о секундах свысока». Один из самых титулованных певцов СССР.
«Для людей, которые еще застали Советский Союз, самая переоцененная легенда — это Иосиф Кобзон. Он как исполнитель абсолютно средний – как с точки зрения академического вокала, так и с точки зрения поп-музыки. В обоих направлениях было много более талантливых певцов. Но Кобзон, благодаря тому, что умел выстраивать отношения, поднимался все выше и выше. И благодаря тому, что советская медиамашина хорошо работала, его вознесли до небес и превратили в культового персонажа, небожителя и патриарха советской и российской эстрады. Но величина это абсолютно дутая. Вот, например, Муслим Магомаев – это абсолютно выдающийся исполнитель, который одинаково хорошо исполнял и академический репертуар, и эстрадный. Вот он заслуживает тех почестей, которые ему воздают».
Российская рок-группа существующая с 1997 года, неоднократно была признана лучшей рок-группой России. Кроме этого, группа — лидер по количеству клипов – 132 видеоработы. Самая успешная из них, «Экспонат», набрала 125 млн просмотров в Youtube. Осторожно, в клипе присутствует нецензурная лексика!
«Для нашего и российского рынка переоцененной легендой стала группа «Ленинград». Я недавно послушал их новый альбом «Всякое». Все то, что Шнуров делает последние несколько лет, очень переоценено. «Ленинград» стал чисто маркетинговой историей. В последнем альбоме это уже не иронично-циничная, а скорее жлобская форма, ориентированная на конкретного потребителя».