В середине недели Американская киноакадемия обнародовала новые правила для картин.
Претендентов на «Оскары» заставят соблюдать регламент
На прошлой неделе Американская киноакадемия обнародовала новые правила для картин, претендующих на «Оскар» за лучший фильм года.
Устав от обвинений в расизме и других грехах, Американская киноакадемия решила пойти по проверенному бюрократическому пути. И выпустила новые стандарты для фильмов, выдвигаемых на главный «Оскар». Приз начиная с 2024 года смогут получить только ленты, при производстве которых соблюдено процентное соотношение нормально ориентированных здоровых белых мужчин и всех остальных, которые к этой категории населения не относятся. Есть требования и к сюжету «правильной» картины: «Основная тема фильма должна касаться расовых, гендерных проблем или проблем людей с ограниченными возможностями».
Движение Legally Black, которое борется за продвижение в кино чернокожих, развесило на улицах Лондона постеры «альтернативных» версий известных фильмов
В принципе, эти шаблоны в Голливуде давно уже на вооружении, поскольку ни одному продюсеру не хочется получить «черную метку» от какой-либо влиятельной организации, борющейся за права меньшинств. Именно поэтому в последние годы шанс увидеть в американской, да и европейской кинопродукции чернокожую Анну Каренину или Отелло, испытывающего пылкие чувства к Родриго, а не к Дездемоне, необычайно высок. Каждый вышедший фильм борцы за права рассматривают под лупой, скрупулезно подсчитывая, сколько образов их подопечных воплощено на экране и нет ли негативного подтекста в изображении представителей меньшинств.
На непростом пути к политкорректности кинематографистов поджидает множество подводных камней. Например, для создателей сериала «Чернобыль», все действие которого происходит на территории СССР в 1980-е годы, стали сюрпризом обвинения в том, что они не пригласили в картину ни одного чернокожего актера. Продюсеров «Игры престолов» упрекнули в том, что лишь три процента серий поставлены женщинами. А особенное раздолье для мстителей за угнетения — старое кино. Вот и на «Унесенных ветром» — классику Голливуда — посыпались обвинения, мол, фильм унижает чернокожих, романтизирует расистские взгляды южан и тем причиняет сильные душевные муки многим зрителям. Во Франции решили переименовать детектив «Десять негритят» в политкорректное и нейтральное «Их было десять». Что нас ждет дальше? Лишение «Оскаров»? Преследование режиссеров, снимавших «неправильные» фильмы?
Часть соратников короля в фильме Гая Ричи «Меч короля Артура», вопреки историческим реалиям, но согласно новым тенденциям, оказались чернокожими
При этом отговорки, что в искусстве важен талант, а не цвет кожи или ориентация, не принимаются. В ходу на Западе новый термин — «справедливая дискриминация», подразумевающий, что представители меньшинств имеют право на угнетение тех самых белых гетеросексуальных мужчин, ведь их предки много в чем виноваты. «Это идеология, а не искусство. Ну а идеология призвана в той или иной степени ограничивать. Я не могу понять, кто несет чемодан, в котором я летаю, как муха», — комментирует новые тенденции режиссер Андрей Кончаловский.
Так что же, талант в кино теперь не в почете? И у создателей фильмов типа «Титаника» больше не будет шансов подержать в руках заветную статуэтку? Конечно, это не так. Во-первых, есть еще другие номинации, а во-вторых, картину о чернокожем трансвестите, сделавшем неудачную операцию по смене пола и в результате ставшем инвалидом, — чей сюжет идеально уложится в новые требования — тоже можно снять талантливо. Но заметят ли ее академики в длинной череде однотипных фильмов с тщательно выверенным расовым и гендерным составом?
/
Аркадий Годар