Неделя «русских торгов» стартует в Лондоне в понедельник, топ-лотами, как ожидается, станут работы Константина Маковского, Ивана Айвазовского и Ильи Репина. Christie’s и Sotheby’s на этот раз также приготовили для коллекционеров специальные сюрпризы: на специальных торгах Christie’s будут проданы редкие рукописи и книги, а на Sotheby’s — личные вещи из коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской.
Сhristie’s: Айвазовский и Бакст
Венецианский пейзаж Айвазовского и подборка работ Льва Бакста станут топ-лотами торгов Christie’s в понедельник.
«Закат в Венеции» Айвазовского оценивается в 400-600 тысяч фунтов. Картина происходит из собрания Джона Клюге и не появлялась на торгах последние 20 лет. Выручка от ее продажи будет направлена в пользу Колумбийского университета.
Две работы Василия Шухаева — «Автопортрет в сером халате» и «Портрет Веры Шухаевой̆, жены художника» — продаются одним лотом с эстимейтом 300-500 тысяч фунтов. Местонахождение этих картин оставалось до сих пор неизвестным, они происходят из частной французской коллекции. Работу над портретами Шухаев начал в Финляндии, куда перебрался с женой по льду Финского залива в январе 1920 года. Закончил картины он уже в Париже, в 1921 году.
В подборке работ Бакста из собрания семьи Константинович — потомков художника, имеются и эскизы декораций, книжная графика, портреты, обнаженная натура, дизайны текстиля, натуралистические зарисовки и альбом с дизайнами дамских шляпок.
Главным лотом в этой коллекции эксперты аукционного дома называют акварельный эскиз декораций к балету «Дафнис и Хлоя» на музыку Мориса Равеля, оценивающийся в 180 — 220 тысяч фунтов.
Впервые на торги выставлена работа Бориса Кустодиева 1919 года «Модель», оценивающаяся в 250-350 тысяч фунтов и находившаяся в одной и той же частной коллекции с конца 1930-х годов.
«Пионы» Александра Герасимова оцениваются в 200 — 250 тысяч фунтов, а «Портрет Веры Репиной, жены художника» Ильи Репина выставлен на торги с эстимейтом в 150 — 200 тысяч фунтов.
Альбом с акварелями Владимира Гау оценивается в 80 – 120 тысяч фунтов.
Топ-лотом в секции декоративно-прикладного искусства, как ожидается, станет происходящая из частной испанской коллекции редкая императорская фарфоровая ваза, украшенная портретом императора Австрии Франца I работы Александра Нестерова по мотивам портрета кисти Иоганна Петера Крафта. Ваза — предположительно, самая большая из всех ваз аналогичной формы, произведенных в мастерских Императорского фарфорового завода — оценивается в 800 тысяч — 1,2 миллиона фунтов.
Christie’s: редкие книги и рукописи
Редкие русские книги и рукописи, в том числе подарочный экземпляр первого издания «Камня» Осипа Мандельштама с дарственной надписью поэту Вячеславу Иванову, будут выставлены в среду на специальные торги Christie’s «Русская литература: первые издания и манускрипты из коллекции Роберта Идена Мартина».
«Аукцион будет посвящен коллекции редких русских книг и рукописей, принадлежавшей американскому юристу, коллекционеру книг Роберту Идену Мартину. На продажу выставляются 228 лотов, относящихся, в основном, к началу XIX — середине XX века», — рассказала РИА Новости представитель Christie’s.
Экземпляр «Камня» 1913 года оценивается в 60 — 90 тысяч фунтов.
К другим топ-лотам относятся первое издание «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя, оценивающееся в 50 — 70 тысяч фунтов, и первое отдельное издание первой главы «Евгения Онегина» Александра Пушкина в оригинальной бумажной обложке 1825 года с эстимейтом 25 — 35 тысяч фунтов стерлингов.
Кроме того, на торги выставлены первое издание «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского (эстимейт 22 — 30 тысяч фунтов) и первое издание отрывка из романа Льва Толстого «Война и мир» под названием «1805 год» в оригинальной бумажной обложке (15 — 20 тысяч фунтов).
«Появление этой коллекции на рынке — самое выдающееся событие, проходящее вне России со времен аукциона коллекции Сержа Лифаря более 40 лет назад. Это почти наверняка последнее из знаковых собраний такого рода в Америке», — заявил в преддверии торгов глава департамента книг и манускриптов Christie’s Свен Бекер.
Sotheby’s: Репин и Маковский
Топ-лотами торгов Sotheby’s заявлены работы Маковского и Репина.
Монументальная картина Маковского «Жмурки» оценивается в 2-3 миллиона фунтов.
«Это, видимо, единственная работа Маковского такого масштаба и такого уровня, остающаяся в частных руках. Остальные хранятся в музеях, в первую очередь, в Третьяковской галерее», — сказал журналистам глава департамента русской живописи Sotheby’s Рето Барметтлер.
Портрет Льва Толстого кисти Репина оценивается в 400-600 тысяч фунтов.
«Обратите внимание, написан портрет на линолеуме, если приглядеться, видны клеточки. В 1916 году у художника не было хороших материалов для работы. Эта картина находилась в мексиканской коллекции и нуждалась в серьезной реставрации. Поскольку реставрировать линолеум гораздо тяжелее, чем холст, мы не успели к июньским торгам», — рассказал Барметтлер.
Редкая работа грузинского художника Нико Пиросмани «Грузинка в лечаки», некогда находившаяся в собрании австрийского писателя Стефана Цвейга, оценивается в 500-700 тысяч фунтов.
Sotheby’s: Ростропович и Вишневская
Коллекция из более чем 300 предметов искусства, книг и музыкальных инструментов, принадлежавших виолончелисту Мстиславу Ростроповичу и его жене, оперной певице Галине Вишневской, будет выставлена на торги Sotheby’s с начальной общей оценочной стоимостью в 3,5 миллиона фунтов.
«На торги выставлены предметы, которые принадлежали лично им (Ростроповичу и Вишневской), с которыми они жили и с которыми у нас связаны воспоминания детства. Мы дорожим этими предметами… но мы будем счастливы, как были бы счастливы они (Ростропович и Вишневская) дать другим людям возможность познакомиться с тем, о чем заботились наши отец и мать», — приводит аукционный дом заявление дочерей музыканта Елены и Ольги Ростропович.
В число выставленных предметов входят изготовленные на заказ в Италии обеденные столы с изображениями соловья и виолончели и инициалами Ростороповича и Вишневской, а также виолончели XVII и XVIII веков, принадлежавшие знаменитому музыканту.
В 2007 году российский предприниматель Алишер Усманов выкупил с аукциона Sotheby’s продававшуюся тогда часть коллекции предметов искусства и инструментов Ростроповича и Вишневской, передав ее российскому государству.
«Мы очень рады тому, что Ольга и Елена попросили нас продать личную коллекцию родителей. У нас сложились долгие отношения с ними. Семья продала в 2007 году коллекцию русского искусства, которая в результате обрела дом в Константиновском дворце в России», — заявила директор международного департамента Sotheby’s по русскому искусству Джо Викери.
Macdougall’s: Кончаловский и Репин
Картина Петра Кончаловского «Игра на бильярде. Аристарх Лентулов и Петр Кончаловский» станет топ-лотом торгов аукционного дома MacDougall’s, специализирующегося на русском искусстве.
Торги состоятся в среду.
По словам главы аукционного дома Уильяма Макдугалла, работа Кончаловского, датируемая 1918 годом, оценивается в 1,5 — 2 миллиона фунтов. Работу отличает хороший провенанс: она происходит из одной из ведущих европейских коллекций русского искусства. Кроме того, картина никогда не выставлялась на торги.
Еще одним важным лотом обещает стать «Сад Гесперид» Бориса Анисфельда, находившаяся в не менее известной коллекции. Символистская композиция оценивается в 300 — 400 тысяч фунтов.
«Портрет скрипачки Сесиль Хансен» кисти Репина выставлена с эстимейтом 400-600 тысяч фунтов, ранее работа находилась в коллекции дочери художника.
Кроме того, на торгах представлены произведения Исаака Левитана, Константина Коровина, Бориса Григорьева, Натальи Гончаровой, Игоря Грабаря, Юрия Пименова и Ильи Кабакова.
Bonhams: Фешин и Айвазовский
Работы Василия Рождественского, Айвазовского и Николая Фешина заявлены главными лотами торгов Bonhams в среду.
Пейзаж Фешина «Деревья у воды» оценивается в 100 — 150 тысяч фунтов и, хотя не датирован, имеет хороший провенанс: он сначала находился в коллекции дочери художника Ии, а потом хранился в галерее Форреста Фенна в Санта-Фе, где его и приобрел нынешний владелец.
«Натюрморт с глиняным кувшином» Николая Рождественского оценивается в 150-200 тысяч фунтов. Картина была написана в 1921 году и, как отмечают эксперты аукционного дома, относится к важному, переходному периоду в творчестве художника.
«Кораблекрушение у скалистого побережья» Айвазовского выставлено на торги с эстимейтом в 150-200 тысяч фунтов. Работа подписана и датирована 1872 годом.
Серебряный с эмалью поднос для визиток 1900 года — один из топ-лотов в секции декоративного искусства и оценивается в 200-300 тысяч фунтов стерлингов.