Одесса. Азиатский путь в Европу из… Европы

0
73

Одесса. Азиатский путь в Европу из… Европы

Я вовсе не случайно назвал тот путь, что нынче ведет Украину в Европу азиатским. Ведь всю нашу общую историю — историю Российской империи и нераздельно связанной с ней Новороссии – западные критики обвиняли в азиатчине, будто бы присущей русскому миру азиатской жестокости, позаимствованной у татаро-монгол. Так ли это?

И не ведут ли нас новые колонизаторы как раз по тому пути, который даже для Азии закончился с крахом колониальной эпохи в ХХ веке?

Итоги последних лет свидетельствуют как раз об этом.

На Украине с натужной казенной помпезностью отмечали пятилетнюю годовщину «революции достоинства», правда, подменив её «российской агрессией».

И вовсе не случайно сия дата совпала с вступлением в силу поправки к конституции страны о курсе на вступление в ЕС и НАТО. Поправки, принятой не всенародным референдумом, а решением парламента, заверенным подписью аж самого президента Порошенко.

С этим «пиаром во время чумы» все ясно не только большинству разумных (или образумившихся) граждан разоренной и ввергнутой в хаос Украины, но и Европе, четко дающей понять, что до вступления в Европейский союз нам как до Брюсселя пешком и босиком. Да и НАТО почему-то вовсе не горит желанием срочно принять в свои сплоченные ряды «самую сильную армию Европы».

Но мне, как коренному одесситу, конечно же, хочется показать отношение моих земляков к пресловутому курсу «Прочь от Москвы — ближе к Европе». С самого начала не только пятилетней давности переворота, но и самой «незалежности» Украины.

Ведь уже в 1991 году было довольно-таки странно уверять жителей города, заслуженно считавшегося одним из самых европейских и цивилизованных центров Российской империи, а потом и Советского Союза, что ему срочно надобно «европеизироваться» путем разрыва связей с заложившим начало нашему процветанию исконным центром и отказа от всех исторических традиций и основ своего бытия.

А уж с 2014-го эти деструктивные тенденции заработали со скоростью кровавой электрической мясорубки, перемалывающей остатки былой реальной цивилизации ради химеры.

Для того чтобы немного пояснить это, совершим небольшой исторический экскурс, не претендующий на полноту.

* * *

Одесса, основанная Екатериной Великой в 1794 году на месте отвоеванной у турок крепостцы Ени-Дунья в городке Хаджибей с числом жителей меньше сотни человек, за кратчайший промежуток исторического времени в пару десятков лет стала городом и портом не только всероссийского, но и европейского значения. Если Петр Великий прорубил «окно в Европу» на северо-западе расширявшейся империи, основав Петербург и сделав его столицей, то его последовательница Екатерина сотворила на юге форменные врата и в Европу, и в Азию.

И недаром уже в первые же десятилетия XIX века Одессу по аналогии со столицей, Северной Пальмирой, стали называть Южной Пальмирой!

И именно здесь возник торговый и цивилизационный форпост России на Черном море, закрепивший ее влияние, позволявший вывозить свои товары и ввозить необходимое. Причем с самого начала город создавался как истинно европейский город и порт. И сам план его строительства, разработанный брабантским инженером на русской службе Францем де Воланом и завоевателем Хаджибея, первым градоначальником Одессы, выходцем из Неаполя Иосифом де Рибасом, был шедевром градостроительной европейской мысли.

Здесь выходцы из европейских стран воплощали идею освоения огромных и плодородных земель Новороссии, отвоеванных у турок и их разбойных вассалов татар. Итальянец с испано-ирландскими корнями де Рибас, французы дюк де Ришелье и Ланжерон делали все для того, чтобы воплотить в жизнь те свои идеалы, коим не нашлось места в… той же Европе. И город создавался как образец не только для России, но и для всей Европы, всего мира. Здесь за несколько десятилетий был обустроен современный порт, ставший сердцем Одессы, а вокруг был построен прекрасный город с театром, библиотеками, музеем, лицеем и гимназиями, а потом и Новороссийским университетом. Благодаря разумной и щедрой политике императоров в развитие не только порта, но и города вкладывались огромные средства, весьма быстро окупившие себя. Льготная налоговая политика сделала Одессу одним из самых удачных и прибыльных «проектов» страны, приносивших все больший доход державе, оставлявшей на его развитие достаточные средства.

И это с самого начала привлекало сюда выходцев буквально из всех европейских стран, искавших лучшей жизни. Благо градоначальники и губернаторы имели почти неограниченные полномочия и доверие императоров. И ехали в Одессу немцы, итальянцы, англичане, греки, евреи, французы. Не говоря уж о русских и малороссах, стремившихся туда, где не было крепостного права! А вокруг города и по всему огромному краю создавались колонии, где селились немецкие и голландские фермеры, французские виноделы. И бежали сюда от османского ига болгары да сербы… И никого не волновала национальность и религия новых поселенцев, получавших неслыханные в Европе привилегии и льготы. Главным было их трудолюбие, профессионализм и честность.

Здесь они нашли свою новую родину, превратив за недолгое время городишко и голую степь в олицетворение мечты о благодатном крае.

Заметим, все это происходило в отнюдь не спокойное время постоянных войн и с Наполеоном, и с турками!

И город, бывший форменным Вавилоном, где говорили не только на русском языке, но почти на всех европейских стал оплотом юго-запада России. А его разноплеменные жители — верными подданными, гражданами Одессы и патриотами России, всегда храбро встававшими на ее защиту от врагов.

Нет, Одессе, ставшей образцово-европейским городом Российской империи, не нужно было стремиться в Европу, ибо она была здесь! Причем в весьма улучшенном варианте, где с истинно российским размахом реализовывались новейшие достижения. От городского самоуправления до газового, а потом и электрического освещения, телеграфа, телефона, современного водопровода и канализации, электрического трамвая, десятков газет и издательств, целой плеяды писателей и художников.

Увы, революция и гражданская война разрушили очень многое, сократив население города на треть. А победившая советская власть, отдав Одессу Украине, разом свела «третью столицу» империи до ранга украинского губернского города, что привело к серьезному оттоку культурных сил из города. Ведь вся южная школа нашей литературы – Бабель, Катаев, Ильф, Петров и многие другие — не хотели и не могли смириться с ползучей и навязчивой украинизацией…

Если промышленность, флот и порт с наукой получали должное развитие, то культура оказалась под жестким гнетом украинизаторов, систематически вытеснявших все талантливое и навязывавших свое неизбывное хуторянство…

А с приходом т. н. самостийности пошло форменное разграбление всего того, что было заложено империей и развито Союзом. От распроданного флота до уничтоженных фабрик и заводов, научно-исследовательских институтов и сети профсоюзных здравниц и курортов. И все это приобрело масштабы катастрофы после переворота 2014-го…

Европейский путь развития, говорите… Что же при «российской колонизации», как называют наследники Геббельса из конторы Вятровича всю эпоху расцвета Одессы и Новороссии, сюда ехали десятки тысяч жителей стран Европы, находя здесь родину и лучшую долю?

При советской власти Одесса была одним из процветавших городов не менее успешной Украины. А ныне МИЛЛИОНЫ украинских гастарбайтеров бегут в ту самую Европу в погоне за самой низкооплачиваемой работой. И подвергаются там беспощадной эксплуатации и дискриминации. А пресловутый «безвиз» буквально на днях (очевидно, как презент к юбилею «революции»!) был еще более ужесточен нашими т. н. партнерами по ЕС.

И удивительно ли, что во время Русской весны 2014 года Одесса была одним из самих активных городов в своем противостоянии необандеровщине. И наша ли вина, что стремление к восстановлению былого органичного единства было буквально сожжено и не получило должной поддержки?

И сегодня, если верить даже не слишком достоверным соцопросам, наш город и регион — едва ли не самый оппозиционно настроенный по отношению к власти «евроинтеграторов». Просто потому, что мы помним, кем, как и для чего был создан наш город. И видим на горьком своем опыте, к чему ведет нынешний европейский выбор, связанный с разорением и разграблением.

Вот я и спрашиваю, что же это за путь в Европу? И почему мы должны идти по нему, погружаясь в полный хаос и братоубийственную рознь?

А между тем у Вятровича готовят законопроект, который позволит-де «очистить Украину от имперского наследия». Обещают начать с Одессы, Херсона и Николаева…