В Сети широко разошёлся пост со страницы Facebook Иоасафа Белгородского, открывающий наметившиеся линии раскола в ПЦУ-СЦУ – структуры, созданной международными авантюристами.
Автор послания граду и миру – Валентин Владимирович Шибаев, 1954 г. р., так называемый «митрополит Белгородский и Обоянский Иоасаф», один из радетелей ПЦУ-СЦУ. Титул указывает на то, что «митрополия» его находится в России: Обоянь – город в Курской области, Белгород, соответственно – областной центр на границе с Харьковской областью.
Прежде, чем угодить в «свидетели Томаса» – в структуру, созданную закулисой при помощи известных персонажей, Валентин Шибаев состоял в филаретовском расколе – был «архиепископом УПЦ КП». Перед тем «за антицерковные деяния» был извергнут из сана в РПЦ, где получил когда-то хорошее образование, и лишён всех прав, связанных с пребыванием в клире. Потом он состоял в сомнительных структурах РПЦЗ – в Русской Истинно-Православной Церкви, в Российской Православной Свободной Церкви. В РИПЦ имел нелестный, адресованный к РПЦЗ, отзыв: «Ждём отмены назначенной хиротонии во Епископа архим. Иоасафа (Шибаева) как человека, недостойного этого сана. Требуем принять во внимание свидетельства о нём…»
Короче говоря, Шибаев – человек непростого духовного опыта. Когда (Филарет) Денисенко, не довольствуясь созданием раскольничьей структуры на Украине, принялся создавать в России параллельную РПЦ неканоническую структуру, имевшую название «Российская православная церковь Киевского патриархата», он принял к себе и раскольника Шибаева. Заметим, филаретовский проект «РПЦ КП» позже внутри киевского патриархата был признан самым неудачным, который, как пишут, «подорвал позиции даже на Украине». В 1995 году Денисенко сделал Шибаева «епископом», «совершив хиротонию» во Владимирском соборе Киева, захваченном раскольниками.
Итак, подобрал, приютил, обогрел. Шибаев, который именует себя «митрополитом», получил, как и прочие «архиереи КП» от Денисенко все блага жизни: «дорогие машины, драгоценные панагии, кресты, митры, великолепные облачения, дорогие телефоны, деньги», как сам он о том пишет. Но тут возникла проблема: Шибаев почувствовал угрозу своей устоявшейся обеспеченной жизни. Он морально травмирован. Он пишет текст, в котором раскрывает маленькие секреты ПЦУ-СЦУ, подло обманувшей его.
Шибаев сообщает, что письмо он написал ещё в феврале, сразу после «интронизации Епифания», два месяца тому назад. Опубликовал же текст только 3 апреля – после того, как под креслом Порошенко, бенефициара «томаса», зашатались ножки. Бенефициар с трудом пробился во второй тур президентских выборов. Предчувствуя намечающееся фиаско президента, некоторые политики и общественники уже переобуваются в зелёные ботинки. Озаботился своей земной участью и «митрополит» Шибаев. Всё вокруг него вдруг стало шатким. Отсюда и вопль «НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ!!!»
Он как бы прозрел.
Это симптом общей хвори ПЦУ-СЦУ.
Там, в среде раскольников, обозначились новые расколы, по нескольким направлениям. Шибаева волнует разделение внутри УПЦ КП по линии украинских и диаспорийских приходов, а так же по линии «младораскольники – бывалые»: пэцэушная молодёжь захватила власть, оттеснив и отогнав от неё старших подельников. Существует разделение и по линии «УПЦ КП – УАПЦ»: склеенные анафематы и самосвяты не очень-то прилепляются друг к другу, если даже и нуждаются в этом. Ничего удивительного. Они в состоянии раскалываться до бесконечности. Так бывало и прежде, например, во времена обновленческого раскола в ХХ веке. Такова природа раскольнических образований.
После «интронизации Епифания» Шибаев пишет: «Все эти дни я не нахожу себе покоя, ибо боюсь, что своим молчанием поставлю себя когда-то ответчиком на Божием Суде! О чем же я молчу? Молчу о том, что на наших глазах и с нашим невольным участием произошёл церковный переворот. В нём, обманом, сменили на только Предстоятеля Церкви, но и саму Церковь направили по какому-то лживому пути, сделали ложь началом её бытия. Святые Каноны Православной Церкви, только и только, по которым строится жизнь Церкви, заменили чьей-то человеческой, а значит, не лишённой греховности, волей…»
То, что он говорит о боязни стать «ответчиком на Божием Суде» и упоминает «Святые Каноны», озадачивает своим цинизмом. Почему-то не страшился он Божьего суда, когда окунулся с головой в раскол в 1990-е, когда не принимал слов отцов Церкви, что раскол «это такой тяжкий грех, что и кровь мученическая не может загладить его»…
Теперь вдруг засуетился, забеспоился. Припекло.
Но его стоит поблагодарить за признание, а то ведь некоторые поверить не могут, что началом «бытия» ПЦУ организаторы «сделали ложь». Помните слова Христа о дьяволе: «Он лжец и отец лжи»? Вот и ПЦУ – дьявольское наваждение.
Шибаев описывает лжесоборную томасиаду: «Вся подготовка велась в каком-то тайном шушуканье между окружением Патриарха – митрополитом Епифанем, архиепископами Евстратием и Агапитом (ближний круг Филарета – С.О.). Всё происходящее представлялось в виде каких-то отрывочных полуслухов-полупредположений, никто не знал точного положения дел…»
Врали там напропалую. Как и положено на совете нечестивых, на который царь Давид не велел ходить.
Лгуны обманывали лгунов: «Была большая оппозиция относительно избрания митрополита Епифания». Но переубедили. Теперь Шибаев буквально как терпила, оставшийся с пачкой резаной бумаги вместо денег после игры с шулерами: «На общее недоумение, по поводу неизвестности текста Устава, Святейший Патриарх говорил о том, что он и сам не видел Устава».
О Филарете, за которого старые раскольники держатся как за соломинку, вдруг забыли. Шибаев делится переживанием по поводу «торжества интронизации»: «На всенощном бдении нигде не поминали и не вспоминали Патриарха. На ужине, после всенощной снова ни слова о Патриархе. Благодарили всех – самого Блаженнейшего, Вселенского Патриарха, Президента, Премьер-Министра, Голову Верховной Рады, экзархов Вселенского Патриарха. Я был так удивлён и возмущён происходящим…»
Про первое заседания «Синода» под руководством Епифания – феерия! «Архиерейская молодёжь, не стесняясь, спорила со Старцем по любому мизерному вопросу, в особенности, когда стал вопрос об управлении Патриархом приходами Киева. Тут началось просто глумление над Старцем-Патриархом!.. Они в непочтительном, чтобы не сказать в хамском тоне, требовали отобрать у Патриарха право на управление Киевскими приходами. Архиереи бывшего Киевского Патриархата, помалкивали, давая возможность глумиться…»
Но не на того напали, Филарет шантажом заставил их утвердить его «в качестве управляющего приходами Киева».
Шибаев теперь видит: «Лгали до Собора о двух Предстоятелях. Лгали, принимая Устав, текст которого оказался совсем не похожим на обещанный. Лгали о том, что будет сразу собран поместный собор ПЦУ для урегулирования всех сомнительных вопросов… Лгали и лгут о положении диаспоры, она всё же отходит к Вселенскому Патриарху, или просто в небытие…»
Его вдруг осеняет мысль: «Где ложь, там пресекается Божия Благодать. И всё, сделанное на основе лжи, неправды, не имеет силы в Церкви, а является, по слову Отцов Второго Вселенского Собора о Максиме Кинике – ничтожным».
Золотые слова. В том смысле, что всё, сказанное о Максиме I Кинике, относится ко всем лжецам Церкви. Тот, как и многие из нынешних раскольничьих деятелей, добивался, чтобы его хиротония была признана. Когда получил отказ в Византии, метнулся к латинянам, но и там не нашёл поддержки. Вознесённый высоко, сгинул в безвестности.
Мысль о преступности раскола – не оса, как видим, не отгонишь. И однажды она впивается в мозг. И человек кричит.
Раскольник всю жизнь мечется в лабиринте от тупика к тупику, от ямы к яме, от перехода к переходу. Но направление выхода известно! Стоит лишь с покаянием обратиться к Матери-Церкви – и лабиринт исчезнет как дым.
Знаете, слово «лабиринт» происходит от того же корня, что и лавра (λαύρα — «улица, переулок, ущелье»)?
Лабиринт раскольничий может исчезнуть как дурное наваждение, лишь бы человек пожелал, вспомнив о канонах. И тогда он окажется в святом монастыре канонической Церкви, среди золотых, а не фальшивых куполов.
Или не окажется, так и сгинет в расколе.