Зримо сила Церкви обнаруживается в испытаниях.
Реакция УПЦ на создание «новой церкви» (ПЦУ) последовала незамедлительно. В Свято-Успенской Киево-Печерской лавре был созван Священный Синод УПЦ, посвящённый решению вопросов, связанных – как сказано в официальных документах – с вызовами, которые сейчас стоят перед Украинской Православной Церковью.
Синод принял ряд решений и опубликовал Обращение Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашествующим и верующим от 17 декабря 2018 года.
Обращение будет зачитано во всех храмах УПЦ 23 декабря, во время воскресной литургии.
Несомненно, Обращение – документ, который интересен всем православным. Важен и интересен. Взглянем на него повнимательней.
* * *
Синод даёт определение тому, что есть то событие, которое случилось 15 декабря в заповеднике «София Киевская» под председательством президента Петра Порошенко. В Обращении отмечается, что «Православная Церковь Украины» (ПЦУ) возникла вследствие объединения двух неканонических структур: «Украинской Автокефальной Православной Церкви» и «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата», таким образом «является объединением раскольников и к Украинской Православной Церкви не имеет никакого отношения».
Объединение раскольников – это важно услышать.
Обращение Синода фактически констатирует, что человек, которого 15 декабря в заповеднике назвали «предстоятель ПЦУ Епифаний», солгал, выступая с «тронной речью» перед бюджетниками с флагами. Новоцерковник заявил: «Мы сумели объединить три ветви украинского православия в единую поместную православную церковь». На самом деле – не сумели, несмотря на все усилия Варфоломея и Порошенко с их аппаратами. Ложь – символическое начало. Но она и не вызывает особого удивления: человек с младых ногтей взращен в раскольнической атмосфере анафемой Филаретом. Покаяния не было, анафема не снята. По канонам Церкви этого человека нельзя титуловать «митрополитом» и даже называть монашеским именем: будет кощунством. Именовать его будем по записи в паспорте – Сергей Думенко.
Итак, Сергей Думенко солгал, заявив, что ПЦУ объединила «три ветви украинского православия». Напомним, Синод УПЦ ещё 7 декабря постановил считать «объединительный собор» «незаконным собранием», так как в нём участвуют представители раскольнических «церквей» и в нём представители УПЦ участия не принимают. Самочинно явившиеся на «волчий собор» митрополиты Александр Драбинко и Симеон Шостацкий за сутки до «собора», как вскоре выяснили СМИ, были приняты в юрисдикцию Константинопольского патриархата.
С этим ясно.
Для верующих важно услышать также, что «никто в мире не подвергает сомнению действительность епископских и священнических рукоположений духовенства Украинской Православной Церкви и благодатность совершаемых в нашей Церкви Таинств, чего нельзя сказать о вновь созданной структуре». Действительно, «новую церковь» — затею Порошенко и Варфоломея – ни одна из поместных церквей не стала приветствовать. Ожидаемо поздравили новоцерковников униаты – раскольники со стажем, а также посольство США. При этом Варфоломей, возомнивший себя «православным папой», интригуя, докатился до того, что осмелился внушать доверчивым, что митрополит Онуфрий носит титул «в нарушение описанных условий официальных документов 1686 года». А ушедший в раскол митрополит Винницкий Симеон со всей прытью нового Иуды даже заявил, что «Блаженнейший Онуфрий больше не является митрополитом Киевским и теперь пребывает в статусе раскольника». Дело понятное: интриганы и жулики подбадривают себя как могут.
На самом деле один из важнейших факторов, почему православные люди не желают никакой «новой церкви», состоит в том, что в «старой», берущей начало от святых Апостолов Христа, обрели благодать. А весь православный мир как признавал УПЦ единственной канонической Церковью на Украине, так и признаёт.
* * *
Определением Синода за уклонение в раскол были запрещены в служении митрополиты Александр Дробинко и Симеон Шостацкий. «Процент иуд меньше, чем во времена Христа», — отметили остроумцы. Они лишены титулов, в их епархии назначены другие епископы. Примечательно, что и с вычетом этих двух иуд количество архиереев в УПЦ, по данным статистики, по сравнению с концом прошлого года увеличилось — было 92, стало 95. О статистике мы ещё вспомним ниже.
Синод призывает верующих, как это и принято в среде верующих, «молиться за вразумление и возвращение в лоно Церкви упомянутых владык и других, кто уклонился в раскол». Из истории расколов, которые сотрясали Церковь в прошлом веке, – «обновленческого» («живоцерковного»), «лубенского», «григорианского» и пр., мы знаем, что со временем многие раскольники вразумляются и возвращаются с покаянием в лоно Матери-Церкви.
* * *
Синод УПЦ разъясняет ложность аргументации Константинопольского патриархата в утверждении своего новоявленного права «вмешиваться в наши церковные дела», дав историческую справку о ситуации многовековой давности. Она интересна. Приведём необходимую её часть: «Русская Православная Церковь вынужденно провозгласила свою автокефалию вследствие измены Константинопольского Патриархата православной вере и подписания унии с Римом на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году. Эта духовная измена православной вере стала главной причиной отделения от Константинополя и Киевской Митрополии. Уния сделала надлом в церковных отношениях и вызвала недоверие, которые позже были усугублены тем, что на протяжении веков в наиболее тяжелые времена испытаний для Православия в наших землях от Константинопольской Церкви не было должной пастырской опеки и помощи. Киевская Митрополия, будучи обессиленной от религиозного противостояния с униатами, опустошенной от войн, особенно после Брестской унии 1596 года, с целью сохранения православной веры вошла в состав Русской Православной Церкви в конце XVII века. Поэтому сегодня Константинопольский Патриархат не имеет никаких моральных и канонических прав вмешиваться во внутренние дела и духовную жизнь Украинской Православной Церкви».
Стоит вспомнить, что в 1924 году Константинопольский патриархат интриговал, взявшись уварачёвывать церковный раскол в СССР, додумавшись до «необходимости удаления Святейшего Патриарха Тихона и упразднения, хотя бы временно, патриаршества в СССР». Этим подыгрывая «обновленцам» и богоборческой власти, удумавшей уничтожить Церковь. Планы, разумеется, сорвались не по воле властей, «обновленцев» или Константинополя. Напомнила о себе Евангельская истина: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её».
На новом витке испытаний, в 2018 году, Церковь в лице Синода УПЦ констатирует, что «действия Константинопольского Патриархата уже привели к тому, что возможность восстановления единства православных в Украине отброшена надолго, если не навсегда».
Снятия анафемы и других прещений без покаяния не бывает, тем более заморскими ловцами удачи.
Синод призывает «и в дальнейшем беречь чистоту Святой Православной веры, беречь духовное единство в нашей Святой Украинской Церкви, которая является канонической наследницей древней Киевской Митрополии, которая предстала молитвами святого апостола Андрея Первозванного и трудами святого равноапостольного князя Владимира, и в которой жили и угождали Богу наши славные предки».
* * *
У кого-то из сторонних наблюдателей вызывает недоумение, у кого-то злобу, а у православных вызывает искреннее восхищение то мужество, с каким встретили начало порошенковских гонений архиереи, священники, всё духовенство УПЦ.
Примечательно, что в реальности до сегодняшнего дня Украина «в границах до 2014 года» существует лишь на карте УПЦ: под обращением стоят подписи архиереев и тех территорий, которые уже отпали в результате майданного переворота.
Синод напоминает всем православным слова из Апокалипсиса: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).
Священноначалие УПЦ призывает «молиться за тех, кто не ведая этого, ненавидит нас и нашу Церковь. Пусть Господь им простит». И призыв к любви: «А вы любите свою Церковь…»
* * *
Обращение Священного Синода отображает внутреннюю духовную силу и здоровье Церкви. Об этом свидетельствуют и «материальные показатели». Разумеется, в сфере духовной численные показатели не являются первостепенными, но и они дают некоторое представление о церковной жизни.
Заметим, количество парафий (приходов, церковных общин) в УПЦ в настоящее время составляет 12092 – на 23 прихода больше, чем в конце 2017 года. Возросло и число священнослужителей с 12283 до 12409 – на 126 человек; появилось 7 новых монастырей, возросло и число монахов с 4412 до 4501 – на 89 человек. Количество студентов в высших духовных учебных заведениях выросло с 1333 до 1415 – на 82 человека.
Говорит это о том, что УПЦ растёт и развивается, несмотря на давление режима.
А давление, как мы видим, после «волчьего собора» стало нарастать. Националисты откровенно призывают устроить «охоту на попов», а верным УПЦ «пробивать головы», в деле — СБУ, МВД, Генпрокуратура и, как мы слышим, криминальные авторитеты. Что и логично: все одного поля ягода – волчья.
* * *
В таком состоянии, очистившись изнутри, поняв точно, какая сила вновь воспрянула и желает погубить Церковь, УПЦ встречает 2019 год от Рождества Христова. На вопрос, заданный в заголовке, мы, конечно, давно знаем ответ, по крайней мере со времён Александра Невского: Не в силе Бог, но в Правде.
Сила Церкви – в Правде Божией.