Василий Семёнович Лановой (род. 16 января 1934, Москва, СССР) — советский и российский актёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец), общественный деятель, педагог. С 1957 года — артист Государственного академического театра им. Е. Вахтангова.
Народный артист СССР (1985). Лауреат Ленинской премии (1980). Член КПСС с 1968 года.
Легенде советского кино Василию Лановому сегодня исполняется 85 лет. Как всегда, этот день народный артист встретит на сцене любимого театра имени Вахтангова. Ему актер отдал больше 60-ти лет своей жизни.
Алла Демидова как-то сказала про него: «Он умеет красиво стареть». После этих слов великой актрисы я еще внимательнее всматриваюсь в Ланового. Да, красиво стареть еще надо уметь.
Но дело даже не в его красоте, монументальности даже, такой яркой, открытой патриотичности. Это все и так понятно, видно. Он лауреат множества премий: и от Министерства обороны, конечно, и от московского комсомола (ну еще бы!), и от КГБ, и от МВД. У него даже есть медаль «За заслуги перед Ставропольским краем», вот так-то. И академик, и герой, и мореплаватель, и плотник.
На счету Ланового более сотни ролей. Образы капитана Грея из «Алых парусов» или Анатолия Курагина из «Войны и мира» — в его исполнении стали эталоном киноискусства.
С возрастом Лановой не стал меньше играть. В ближайших творческих планах артиста — сразу несколько новых спектаклей.
Василий Лановой: биография
Василий Семенович Лановой – советский и российский актер театра и кино. Народный артист СССР (1980), ведущий актер Театра им. Е. Вахтангова, мастер художественного слова.
Василий родился в Москве 16 января 1934 года. Родители — Семен Петрович и Галина Ивановна – выходцы из Украины. В столице появились в 1931 году, куда переехали из родной деревни Стримба в Одесской области, чтобы спастись от голода. В Москве на тот момент жил родной брат отца, который помог родственникам найти работу. В 1937 году в семье появился второй ребенок – дочь Валентина. Позднее сестра Василия также окончила театральное училище и стала актрисой Дома актера и директором ЦТ.
Когда Василию Лановому исполнилось 6 лет, на семью обрушилось новое страшное испытание. Начавшаяся Великая Отечественная война надолго разлучила родителей и детей. В июне 1941 года Василий Лановой вместе с сестрой отдыхал в деревне Стримба, где жили бабушка с дедушкой. Родители остались в столице. Почти 3 года с момента начала войны Лановые ничего не знали о детях. Связи с оккупированной немецкими войсками Украиной не было.
Кто такой мэр Гданьска Павел Адамович: подробности нападения, биография, умер от ран, что произошло
В тылу Семен Петрович и Галина Ивановна Лановые трудились на химическом заводе, в цеху, где вручную разливали «коктейли Молотова» и противотанковую жидкость. На этой работе Лановые потеряли здоровье, получили инвалидность и с трудом могли передвигаться. Но, услышав об освобождении района, где остались дети, мама Василия Ланового отправилась в дорогу. Через несколько недель Василий вместе с Валентиной вернулся в столицу.
Как-то Василий Лановой, вместе с другом прогуливаясь по Москве, увидел афишу с объявлением о спектакле «Том Сойер», который ставился участниками драмкружка Дома культуры при заводе им. Лихачева. Ребята отправились на постановку, которая произвела на них неизгладимое впечатление. После просмотра мальчики попросили, чтобы их приняли в кружок. Первая постановка, в которой дебютировал Василий Лановой, называлась «Дорогие мои мальчишки». Премьера прошла на сцене ДК завода им. Лихачева в 1948 году.
Вскоре Василий Лановой сыграл главную роль в спектакле «Аттестат зрелости». Роль Валентина Листовского принесла юному артисту первую награду – главную премию Всесоюзного конкурса самодеятельных театров. Это случилось в 1951 году, когда Лановому исполнилось 17 лет. К тому времени Василий Семенович окончил школу, получив золотую медаль. Вдохновленный театральным успехом юноша отправился поступать в училище им. Б. Щукина. Из 150 претендентов на места в престижном театральном вузе были отобраны двое. Среди счастливчиков – Василий Лановой. Приемную комиссию юноша обаял талантом и безупречными внешними данными: статный, стройный (рост юноши достигал 177 см) Василий идеально подходил под амплуа героя. Победа показалась будущему артисту слишком легкой. Поэтому Лановой отнес документы в МГУ, где без труда поступил на престижный факультет журналистики.
На первом курсе Лановой получил предложение сняться в фильме «Аттестат зрелости» в роли, которую недавно исполнил в одноименном спектакле. Картина вышла на экраны и получила восторженные рецензии от критиков и успех у зрителей. Тогда Василий Лановой окончательно понял, что его будущая профессия – актер. Молодой человек бросил учебу в МГУ и вернулся в Щукинское театральное, где продолжил учиться у Цецилии Мансуровой.
Актерская карьера
Первой звездной ролью в кино Василия Ланового стала роль Павки Корчагина в фильме-экранизации знаменитого советского романа Николая Островского «Павел Корчагин» (1956). Причем сначала на роль в этой картине был утвержден Георгий Юматов, который внезапно заболел. В это время в соседнем павильоне шли съемки фильма «Триста лет тому…», где снимался третьекурсник Щуки Василий Лановой. Режиссеры Алов и Наумов сразу заметили этого высокого и статного актера и предложили Василию примерить на себя роль Павла Корчагина. Лановой ответил, что это образ словно специально для него.
Созданный молодым актером образ самоотверженного комсомольца Павла Корчагина влюбил в себя многих зрителей во всем СССР и пришелся, кстати, по духу времени. После этого случая актер Юматов затаил обиду на Василия Ланового – лишь на съемках фильма «Офицеры» артисты снова подружились.
Украина опять готовится к новому Майдану
А после окончания Щукинского училища в 1957 году Василий Семенович устроился в театр имени Вахтангова. Главный режиссер театра Рубен Николаевич Симонов долгое время не давал Лановому возможности раскрыться в достойной роли – возможно, это своего рода воспитательный процесс. Тем временем Василий страдал от неопределенности.
Как-то его пригласили работать в театр имени Моссовета, одновременно с чем поступило предложение и из театра «Современник». Лановому нужно было определиться, остаться в своем театре или принять одно предложение из двух. Тогда он обратился к главному режиссеру театра Симонову и рассказал о выгодных предложениях. Симонов не отпустил Василия Ланового, и через пару месяцев актер уже играл главную роль в одном спектакле.
После была роль Калафа в спектакле «Принцесса Турандот» по сказке Карла Гоцци – последней постановке самого Вахтангова. Исполнив эту роль, Василий Лановой словно родился заново. Позже были роли в не менее значимых спектаклях: «Конармия», «Антоний и Клеопатра», «Мария Тюдор», «Князь Андрей».
Тем временем Лановой покорял и кинозрителей, сыграв в 1961 году Грея в романтических «Алых парусах» с Анастасией Вертинской. Затем последовал «Полосатый рейс», где Василию Семеновичу досталась лишь эпизодическая роль – тем не менее зритель и в этой картине запомнил талантливого артиста.
Далее Василий «приступил» к русской классике: сыграл соблазнителя Анатоля Курагина в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» (1965-66) и Вронского в «Анне Карениной» (1967). С Георгием Юматовым Лановой снялся в картине «Офицеры», которой он навсегда запечатлел себя в памяти отечественного зрителя.
Совсем скоро актер вновь сыграл генерала – на этот раз в саге «Семнадцать мгновений весны» с Вячеславом Тихоновым, а потом адъютанта в «Днях Турбиных» с Андреем Мягковым и Владимиром Басовым.
В начале 80-х Василий Семенович снимался не много – ему не предлагали новые роли. Еще чуть-чуть – и актер погрузился бы в депрессию. Спасала его преданность своему делу – он преподавал в Щукинском училище, играл в театре, ставил авторские чтецкие программы.
В настоящее время Василий Лановой мало снимается в кино. В 2006-м актер снялся в современных «Офицерах» – картине с Алексеем Макаровым и Сергеем Горобченко об отношениях двух афганцев. Сейчас все чаще Лановой отказывается от поступающих предложений. В работе над картиной «Богдан Хмельницкий» Василий Семенович почувствовал, что ему чужда риторика этой картины, и ушел из проекта.
Театру Вахтангова Василий Лановой предан всей душой, и до сих пор участвует в местных постановках.
5 затерянных племен, которые совсем не знают о цивилизации
Семья
Отец — Семён Петрович (1907—1979).Мать — Агафья Ивановна (1910—1986).Сестра — Валентина Лановая (1937—2002).Первая жена (с 1955 по 1958) — Татьяна Евгеньевна Самойлова (1934—2014), актриса. Народная артистка Российской Федерации (1992).Вторая жена (с 1961 по 1971) — Тамара Михайловна Зяблова (1929—1971), актриса Московского драматического театра им. А. С. Пушкина и режиссер телевидения; погибла в автокатастрофе.Третья жена (с 1972) — Ирина Петровна Купченко (род. 1948), актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1989).
Сын — Александр Лановой (род. 1973), окончил исторический факультет МГУ.Сын — Сергей Лановой (1976—2013), окончил экономический факультет МГУ, работал в Министерстве финансов, скончался от сердечного приступа.Внучка Анна, родилась вне брака.
Алина Покровская о Василии Лановом:
— Я ужасно благодарна Васе, Василию Семеновичу, за то, что мне с ним пришлось очень много путешествовать: концерты, встречи со зрителями… Да, «Офицеры» нас объединили, но это было кино, искусство. А вот личное общение… Где мы с Васей только не бывали! По Подмосковью ездили, по всей стране, даже в Австрии, в Вене, в «Русском доме» были, в Брюсселе… Но я ему благодарна даже не за эти путешествия, а за наши дороги. В дорогах он бесконечно читал стихи, а это нас вообще объединяет, потому что я тоже очень люблю поэзию. И еще мы пели. Ох, какие были дороги! Это нас еще больше сблизило.
фото: Лилия Шарловская
Юлия Рутберг о Василии Лановом:
— Это удивительное поколение артистов, когда в 85 лет человека можно назвать офицером, гвардейцем, когда осталась абсолютная стать, невероятная внутренняя мощь. Человеком пройдена такая жизнь, что ему достаточно выйти на сцену, еще не говоря ни слова, а зал хлопает и хочет встать из почтения и уважения к его личности. Так происходит, когда артист перерастает свое поприще, а его личность, то, что его сформировало — родители, училище, театр, страна, роли, — весь личный его багаж начинает перевешивать, и уже этого вполне достаточно для того, чтобы зал встал и хлопал. Я всегда поражаюсь Василию Семеновичу, когда его вижу, он очень мужественный человек. Мне кажется, что на сегодняшний день это то качество, которое позволяет ему преодолевать все трудности и выходить на сцену. Все-таки в 85 лет организм достаточно уже изношен при таких затратах, которые были в его жизни, при таком количестве съемок, гастролей, спектаклей… Наверное, это тот редкий актер, которого можно назвать государственным мужем, потому что он не просто актер театра, а государственный человек.
Курагин, «Война и мир».Закон о сборе валежника в лесу с 1 января 2019 года: подробности, изменения, порядок заготовки веток и сухостоя
Кирилл Крок, директор Театра Вахтангова о Василии Лановом:
— Артистов такой закваски, наверное, уже больше никогда у нас в России не будет. Человек, который так предан месту, в которое он попал сразу после театрального института, и который это место считает своим вторым, а может, даже первым домом. Вахтанговскому театру Василий Семенович всю жизнь сохраняет верность; любовь к нему он пронес через всю свою жизнь. У Ланового одна запись в трудовой книжке: Театр Вахтангова, Арбат, 26. Думаю, это своеобразный жизненный рекорд. Он так несет этот свой человеческий крест и сохраняет любовь зрителей, да просто всех людей. Каждый вечер, прогуливаясь по Арбату (Лановой живет неподалеку), он обязательно заходит в театр, даже если у него нет спектакля. Заходит ко мне в кабинет, говорит: «Товарищ начальник, как у нас дела в театре?» Я ему: «Василий Семенович, все хорошо. А что у вас?» — «Мне врачи сказали: надо обязательно вечером гулять. А я иду мимо и не могу не зайти в родной дом. Мало ли что, а вдруг?» Вот такой человек.
Вронский, «Анна Каренина».
Евгений Князев о Василии Лановом:
— Утром я включил телевизор, и там был анонс фильма про Василия Семеновича. Он называется «День Ланового». Его можно расшифровать так: 16 января — это день страны Ланового, потому что Лановой — это лицо страны. Так много сделано в искусстве за эти годы, начиная от Грея из «Алых парусов», Павки Корчагина до спектаклей последнего времени. Ну и, конечно, «Офицеры». А я сижу у телевизора и думаю: «Боже мой, а я же знаю этого человека и сегодня вечером выйду с ним в спектакле». Мало того, с Лановым я работаю уже 35 лет. Знаете, он самый скромный, самый простой человек, но с чувством собственного достоинства. Всегда с прямой спиной, всегда он патриотично относится к своей школе, к единственному театру, в котором проработал, к своей семье, к своим детям, названым детям, которых он учит. Он учит их на высочайшей классике, прививает им любовь к ней, и это замечательно. Что же пожелать ему в его собственный день, день всей страны? Каждый мужчина хотел бы совершить такой поступок ради женщины: спрыгнув с проходящего поезда, нарвать букет цветов, заскочить обратно и отдать этот букет своей возлюбленной. Каждая женщина видит в своем будущем избраннике человека, который может совершить такой поступок. Дай бог ему здоровья и чтобы он долгие годы продолжал оставаться для многих молодых людей примером того романтизма, без которого в наш циничный век не может прожить ни один человек.