“За погромы ромов так никто и не ответил”. Кто разжигает нетерпимость в обществе

0
338

“За погромы ромов так никто и не ответил”. Кто разжигает нетерпимость в обществе

Фото: из открытых источников

Интервью

22 мая в Тернополе молодые люди с битами и огнестрельным оружием разгромили лагерь ромов. Это далеко не первый подобный инцидент – раньше погромы происходили в Киеве, Закарпатье и других регионах. Более того, погромщики – обычно представители праворадикальных организаций – даже выкладывали в сети видео и личные комментарии. Также типична реакция местной полиции.

Погромщиков полиция отпустила, а , оправдывая их действия, заявил: “Накануне были жалобы на негативное поведение ромской общины на Тернопольщине“. О том, почему полиция действует в связке с радикалами, и откуда в украинском обществе вдруг взялась нетерпимость к ромам, “Вести“ поговорили с Ольгой Жмурко, директором Ромской программной инициативы. 

Фото: Новое Время. Пылающая палатка ромов во время погрома их лагеря на Лысой горе.

– Есть две причины. Во-первых, дискриминация вызвана стереотипами, которые присутствуют в украинском обществе. Стереотипы всегда усиливают непонимание и обуславливают конфликты между людьми. Во-вторых, спекуляции на теме дискриминации в общественной плоскости и СМИ углубляют конфликт и социальное неравенство. 

– Разжигание межнациональных конфликтов – это политическая технология, которая используется для возмущения общества. В последнее время это происходит с помощью социальных сетей, в которых распространяются призывы к борьбе с преступностью по этническому признаку и тиражируются неправдивые в большинстве случаев сообщения о преступлениях, болезнях, асоциальности ромов.

При этом информация сопровождается выражениями, которые можно оценить, как язык вражды. Например, заявление Amnesty International о погроме 20 апреля собрало больше 700 комментариев, большая часть которых содержит негативные высказывания в адрес ромов и призывы к насилию. Это опасно и недопустимо в цивилизованном и демократическом обществе, так как все это унижает человеческое достоинство, усиливает неравенство и разжигает нетерпимость.

– Неожиданным оказалось, что люди поддерживают насилие, отбрасывая цивилизованные пути решения вопросов. Кроме этого, поддержка такой агрессивной риторики со стороны лидеров мнений – журналистов, политиков и других публичных людей — разжигает вражду и формирует еще большую угрозу дальнейшего насилия. 

Проявления ненависти и дискриминации по любому признаку должны публично осуждаться. Вместе с тем, осуждение насилия министром внутренних дел, опубликованное на его странице в социальной сети, можно оценить как позитивный сигнал – подобные проявления ненависти могут быть не просто публично осуждены, но и наказаны в соответствии с законом.

– Взяв на себя ответственность за выселения ромов, члены националистической организации дискредитировали государство в лице правоохранителей, социальных служб и других ведомств, ответственных за интеграцию ромов и поддержание безопасности.

Во время погрома праворадикалы спекулировали на теме «общественного порядка», пытаясь повысить свой рейтинг в глазах общества. Но публикация видео с места событий и солидарная позиция правозащитников способствовали тому, что было начато производство по статьям “Хулиганство“ и “Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности“.

Но вообще нарушения прав ромов крайне редко квалифицируются именно таким образом. Ни погромы и выселения в Лощиновке в 2016 году, ни убийство рома в Вильшанах на Харьковщине, ни поджоги стихийных поселений в Киеве и Львове в предыдущие годы не были надлежаще квалифицированы. В некоторых случаях даже не были заведены уголовные дела.

– Большинство пострадавших вернулись назад в Закарпатье. Они живут в одном из сел, в очень бедной общине. Из-за отсутствия источников дохода эти ромы мигрируют в большие города, где занимаются сортировкой мусора, сбором металлолома и выполняют неквалифицированную работу.

Помогают общественные организации, которые созданы представителями ромских общин. Туда обращаются, чтобы получить помощь или юридическую консультацию. В областях, где правозащитники реализуют грантовые проекты, у ромов есть возможность воспользоваться социальным сопровождением, получить разъяснения и помощь в оформлении полагающихся им выплат.

К сожалению, не у всех ромов есть возможность обратиться за помощью в такие организации, да и ресурсы самих организаций ограничены. Потому сегодня наиболее остро стоит вопрос привлечения государственной и местной властей для интеграции ромского населения. Но что поможет государству исполнять свои обязанности перед людьми?

– В Украине множество примеров успешной интеграции представителей ромского народа в украинское общество. Ромы являются депутатами городских советов, например, Мирослав Горват и Юрий Мандич в Ужгороде. Есть известные артисты – певицы Жужана Дудучава, Людмила Карафетова, Любовь Власова и киевский театр “Романс“.

Есть правозащитники и правозащитницы Владимир и Земфира Кондур, Николай Бурлуцкий, Марина Казанская. Есть целое сообщество ромской молодежи, представители которой получают или уже получили высшее образование. Теперь они посвящают часть своего времени работе в своих общинах.

Ромский образовательный фонд с 2004 года каждый год дает больше ста стипендий, благодаря чему молодые ромы получили профессиональное или высшее образование и выучили иностранные языки.

– Да, цель программы в том, чтобы сформировать сеть молодых людей, которые гордятся, что они ромы, которые академически и социально состоятельны, владеют навыками и знаниями соответственно выбранной профессии. При этом они поддерживают тесную связь с ромскими общинами и их интеграцию в общество.

Вообще, сейчас стоит говорить не об интеграции, а именно об инклюзии, то есть включении. Это двусторонний процесс, когда стороны заинтересованы в культурном обогащении, диалоге, изучении и поддержке традиций национальных меньшинств. В Ужгороде, Чернигове и Одессе в ВУЗах действуют Ромские студии.

Их задача состоит в том, чтобы развивать открытое толерантное общество без ксенофобии и предубеждений относительно ромов. Это междисциплинарные академические курсы об истории и культуре ромов, о социальном и правозащитном аспектах жизни общин. В последнее время запрос на организацию таких студий появился в Харькове, Запорожье и Днепре. 

– Динамика очень разная, и не в последнюю очередь она зависит от позиции властей. Если власть заинтересована в преодолении социальной дистанции, то динамика становится позитивной. Ромам выдают документы, предоставляют социальное сопровождение, следят, чтобы ромские дети ходили в школу и в целом учитывают интересы ромских общин при планировании местных программ. По моим наблюдениям, это удается в небольших общинах, где ромы проживают сконцентрированно, а работа ведется инклюзивно, с активным участием самих ромов. 

– Проблемы ромов носят, в первую очередь, социальный характер. Конечно, они решаемы, но решение требует системного и комплексного подхода – согласованной работы социальных служб, учреждений образования, органов защиты прав детей и правоохранительных органов.

Стереотипы и дискриминацию можно будет преодолеть лишь тогда, когда ромы перестанут быть социально уязвимой группой. Для этого в вопросе интеграции ромов нужно увидеть не “социальную проблему“, а колоссальный ресурс возможностей для общин и украинского общества в целом.

Ранее “Вести“ сообщали, что во Львове сгорел табор ромов, есть пострадавшие. После серии нападений на ромские поселения, США призвали Украину расследовать эту проблему. Также, разгром лагеря ромов в Киеве породил скандал в соцсетях.

Читайте также: Игра на «тайных струнах» общества. Как и кем в Украине вбрасываются темы ксенофобии и антисемитизма

«Сговор местных властей»: в Европе заявили, что цыгане Украины страдают от системной дискриминации

Читайте также: