В понедельник, 25 марта 2019 года, отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.
Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 25 марта
Великий пост
15-й день
Главный многодневный пост. Установлен в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Длительность Великого поста – 48 дней.
Великий пост — главный многодневный пост, установленный в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Его целью является подготовка к празднованию Пасхи.
Какого числа Великий пост в 2019 году
Даты начала и окончания поста каждый год разные. Они зависят от даты празднования Пасхи. Продолжительность Великого поста – 48 дней. Начинается он в понедельник, за семь недель до Пасхи, и заканчивается в субботу, перед этим великим праздником. В 2019 году длится с 11 марта по 27 апреля (включительно).
Состоит из двух частей – Святой Четыредесятницы (первые 6 недель) и Страстной Седмицы (последняя неделя – 6 дней).
Что можно есть в Великий пост: правила питания
Великий пост самый строгий. Основными продуктами питания в данный период являются соления и варения из овощей и фруктов, лук, морковь, капуста, свекла, бобовые, яблоки, апельсины, орехи, сухофрукты.
Первую неделю придерживаются особо строгого поста. В первый день (Чистый понедельник) необходимо полностью воздержаться от принятия пищи. Затем, со вторника по пятницу, можно есть хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пить воду (разрешено сухоядение), а в субботу и воскресенье – горячую пищу с маслом.
Во вторую-шестую недели поста на понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, на вторник и четверг – горячая пища без масла, а на субботу и воскресенье – горячая с маслом.
В период Страстной седмицы придерживаются строгого поста. Во все дни этой недели разрешается сухоядение, причем в пятницу нельзя употреблять пищу до выноса плащаницы.
В церковный праздник Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) (если он не выпадает на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье (за 7 дней до Пасхи) можно кушать рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) допускается употребление в пищу рыбной икры.
Феофанов день
Преподобного Феофана Исповедника, Сигрианского
Церковь чтит память святого Феофана Исповедника. Был сановником императора Льва Хазара. После того как постригся в монахи, основал монастырь в Сигрианской области и стал его игуменом. Обладал даром чудотворения. Написал историю Христианской Церкви с 285 по 813 год. За отказ принять иконоборческую ересь его заключили в темницу, где он и скончался в 818 году.
Преподобный Феофан Исповедник родился в Константинополе в благочестивой и знатной семье. Отец Феофана был в родстве с византийским императором Львом Исавром (717-741). Через три года после рождения Феофана отец его умер, оставив свою семью на попечение самого императора. Феофан вырос при дворе и стал сановником императора Льва Хазара (775-780). Положение обязывало его вступить в брак. По согласию с невестой Феофан сохранил целомудрие, ибо в душе его зрело желание принять иноческий образ.
Посетив однажды с супругой монастыри в Сигрианской области (Малая Азия), Феофан встретил прозорливого старца Григория Стратигия, который предсказал супруге Феофана, что ее муж будет удостоен мученического венца. Через некоторое время супруга Феофана была пострижена в монахини в одном из монастырей Вифинии, а Феофан принял иноческий постриг от старца Григория. По благословению старца Феофан устроил монастырь на острове Калоним в Мраморном море и затворился в келлии, занимаясь переписыванием книг. В этом занятии Феофан достиг высокого мастерства.
Затем преподобный Феофан основал еще один монастырь в Сигрианской области, в месте, называемом «Великое Село», и стал его игуменом. Преподобный сам принимал участие во всех монастырских работах и для всех был примером трудолюбия и подвига. Он был удостоен от Господа дара чудотворения: исцелял болезни, изгонял бесов. В 787 году в Никее собрался VII Вселенский Собор, который осудил ересь иконоборчества. На Собор был вызван и преподобный Феофан. Он прибыл в заплатанном рубище, но просиял Богодухновенной мудростью в утверждении догматов истинного Православия.
В возрасте 50 лет Преподобный тяжело заболел и до самой кончины жестоко страдал. Находясь на смертном одре, преподобный непрестанно трудился: он писал «Хронографию» – историю Христианской Церкви с 285 по 813 год. Этот труд до сих пор является ценным источником по истории Церкви.
По воцарении императора Льва Армянина (813-820), когда святой был уже глубоким старцем, возобновилось иконоборчество. Святого Феофана принуждали принять ересь, но он твердо воспротивился этому и был заключен в темницу. Его обитель «Великое Село» была сожжена. Пробыв в темнице 23 дня, Преподобный исповедник скончался (+ 818). После смерти нечестивого императора Льва Армянина обитель «Великое Село» была восстановлена, куда перенесены были святые мощи исповедника.
Преподобного Симеона Нового Богослова, игумена
День памяти монаха, богослова, сочинителя «Гимнов» Симеона Нового Богослова. Годы жизни: 949-1022.
Преподобный Симеон, Новый Богослов (949-1022) ,средневековый поэт и философ-мистик, родился в местечке Галатее в Пафлагонии (Малая Азия) от богатых и знатных родителей Василия и Феофании. Одиннадцатилетним подростком прп. Симеон был отправлен в Константинополь для обучения светским наукам. Юноша обучался на грамматических (средних) курсах, но отказался продолжать образование в риторике и философии. Тем не менее, по протекции родного дяди, занимавшего важное место при царском дворе, он был включен в число царедворцев.
Перед молодым человеком открывалась блистательная карьера на государственном поприще. Однако под влиянием духовных книг юноша стремился встать на путь иночества. С большим трудом он нашел учителя. Им оказался пожилой монах Студийского монастыря прп. Симеон Благоговейный. Но только в возрасте 27 лет прп. Симеон стал послушником Студийского монастыря. Его духовное подвижничество под руководством старца Симеона было настолько усердным, что вызвало недовольство братии и даже игумена монастыря. Прп. Симеон был вынужден перейти в соседнюю Ксирокеркскую обитель во имя святого мученика Маманта (Мамаса), где он и был пострижен в монашество.
В 980 году прп. Симеон был рукоположен в священный сан и возведен в достоинство игумена обители патриархом Николаем II Хрисовергом. Монастырь был в полном упадке. Прп. Симеон стал вести активную деятельность по налаживанию духовной жизни в обители и восстановлению полуразрушенного храма. В конце концов, монастырь св. Маманта превратился в цветущую обитель со множеством насельников, а молодой игумен постепенно приобрел известность в столице своими проповедями, как среди простых людей, так и среди византийской аристократии.
Тем не менее, призывы прп. Симеона к духовной жизни оказались не по силам многим монахам обители. Дело дошло до открытого выступления некоторых насельников монастыря против своего настоятеля. Во время утренней проповеди они набросились на прп. Симеона, желая изгнать его из монастыря, а затем подали жалобу на своего игумена Константинопольскому Патриарху Сисинию I (995-998). Однако Патриарх, допросив прп. Симеона, встал на его сторону и велел изгнать бунтовщиков из монастыря. Прп. Симеон простил своих недругов и сумел уговорить Патриарха вернуть заблудшее стадо в лоно родной обители.
В 1005 году прп. Симеон передал полномочия своему ученику монаху Арсению, желая пребывать в непрестанной молитве и созерцании. Но его ждали новые испытания. Прп. Симеон был все же изгнан из своей обители в результате «деятельности» завистливого митрополита Никомидийского Стефана, постоянно клеветавшего Патриарху на святого. Прп. Симеон поселился при небольшом храме во имя святой Марины в пустынной местности, принадлежащей его ученику и почитателю Христофору Фагуре. Здесь, в тишине затвора, Богослов и провел остаток своих дней, всецело предаваясь творчеству.
Святой оставил большое философско-богословское наследие, посвященное различным проблемам духовной жизни. Пафос учения прп. Симеона заключается в утверждении возможности ощущать, воспринимать, познавать Бога уже в этой земной жизни, в возможности обожения, духовного преображения человека, достигаемого через усыновление Богу посредством веры, надежды, любви, добрых дел, поста, покаяния, молитвы и причащения Телу и Крови Христовой.
В возрасте 73-х лет прп. Симеон преставился ко Господу. А спустя тридцать лет были обретены его святые нетленные мощи. Память прп. Симеона совершается 12 марта, в день его смерти, а также 12 октября, поскольку день преставления приходится на период Великого поста. Служба прп. Симеону Новому Богослову была написана прп. Никодимом Святогорцем, а переведена на церковнославянский язык профессором Московской Духовной Академии Б. А. Нелюбовым, а также епископом Левкийским Парфением.
В 2004 году святой д.ф.н.,проф. П. В.Челышев составил и напечатал Акафист. В Греции, Аттике (Каламос), в честь прп. Сименона Нового Богослова действует мужской монастырь, а в Сумской Епархии Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат) ему посвящен домовой храм Пастырско-Богословского Духовного Училища. Память преподобного Симеона Нового Богослова (949-1022) празднуется 12 марта в день его праведной кончины.
Примечание: Современные богословы выдвигают разные версии относительно даты рождения и смерти преподобного Симеона. Например, утверждается, что он родился между 963 и 969 гг., а упокоился в 1041 или 1042 г.
Житие его написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом. См.: Челышев П. В. Преподобный Симеон Новый Богослов. Житие и акафист. М.: Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского на Благуше, 2003. — 18 с. В брошюре приводится текст жития, взятый из Миней, но сокращенный и адаптированный к нуждам издания.
Святителя Григория Двоеслова, папы Римского
Чествование памяти Григория Двоеслова, папы Римского. Годы жизни: 540-604. Основал 6 монастырей. Составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных Даров. Боролся с ересью донатистов, обратил в христианство жителей Британии. Прозвище Двоеслов означает «ведущий диалог, собеседник».
Святитель Григорий родился в Риме около 540 года в семье сенаторского достоинства, уже дававшей Церкви пап. Он блестяще закончил учебу и стал префектом Рима. С молодости любивший размышление над священными книгами Григорий счел себя непригодным для мирской работы. Поэтому после смерти отца он отказался от должности, а огромное состояние раздал большей частью на устройство монастырей: шести в Сицилии и одного в Риме, который был основан в его собственном дворце и посвящен апостолу Андрею. В нем Григорий принял постриг и стал простым монахом.
Живя в воздержании, он мог наслаждаться полной свободой постоянного общения с Богом и сладостью созерцания, которая недоступна в заботах дольнего мира. Из вещей у него была только серебряная миска для еды.
Однажды ему встретился потерпевший кораблекрушение купец, просивший милостыню, и Григорий отдал ему миску, став отныне совсем свободным. В ответ Бог дал ему силу творить чудеса.
Однако недолго было ему суждено мирно жить в монастыре. Папа Пелагий II (579–590) отправил его посланцем в Константинополь, чтобы побудить императора и патриарха вмешаться в дела Италии, угнетенной лангобардами. Григорий провел там шесть лет, показывая двору пример простоты и добродетельной жизни и опровергая ошибки патриарха Евтихия (552–565).
Затем он вернулся в Рим, привезя драгоценные святые мощи. Григорий вновь поселился в своем монастыре и вскоре был избран его настоятелем. Любимый монахами, он по-отечески разделял их тяготы, обеспечивал все их нужды – и духовные, и земные, чтобы оградить от забот. Но умел он проявлять и строгость ради соблюдения монашеских традиций: тело одного умершего инока оставили в мусорной яме, когда увидели, что до самой смерти он хранил у себя в келье три золотые монеты. После этого в его память целый месяц служили каждый день литургию – и таким образом он получил от Бога прощение. Благодаря этой строгости монастырь Григория стал настоящей школой святости, а все жители считали святого настоятеля своим общим защитником.
Однажды он зашел на рынок, где продавали в рабство красивых белокурых юношей, и взволнованно спросил, откуда эти ангелы в телесном обличье. Узнав, что они из Англии – земли, которая еще не знала Благой Вести, он разрыдался и тут же решил отправиться туда с миссией в сопровождении нескольких монахов. Три дня они шли пешком на север, но их догнали посланцы от папы, которые объявили, что народ взбунтовался и требует возвращения игумена Григория.
В последующие годы он служил секретарем у папы Пелагия II. Когда тот умер от чумы в 590 году, клир, сенат и народ единодушно заставили Григория стать преемником, несмотря на его протест и апелляцию к константинопольскому императору Маврикию.
Поскольку чума распространялась и Риму грозил голод, святой Григорий обратился к народу и убедил его покаяться и признать, что это небесное наказание за грехи. Затем он возглавил крестный ход через весь город. Страждущий народ сопровождали монахи и монахини, неся впереди икону Божией Матери. Рассказывают, что повсюду, где проносили святую икону, зараженный воздух очищался, и архангел Михаил, явившийся с мечом в руке, вложил его в ножны. Когда чума прекратилась, Григорий снова попытался избежать нежеланных, навязанных ему почестей и укрылся в пещере. Но луч света указал всем это место, и он насильно был возвращен в Рим, а 3 сентября 590 года рукоположен в епископа.
На поздравления он отвечал сетованиями:
«Вот теперь, в епископском достоинстве, я снова связал себя с миром еще сильнее, чем когда я был мирянином. Я потерял глубокую радость покоя. Внешне – это вознесение, внутренне же – падение… Когда я оканчиваю дневные труды, то стараюсь прийти в себя – и не могу: тяжкие и суетные заботы гнетут меня».
Церковь действительно была в плачевном состоянии: повсюду еретики, раскол, гнет варваров и разнузданность христианских государей. Борясь с голодом в Риме, папа святой Григорий организовал раздачу припасов и помощь нуждавшимся. Каждый день он принимал двенадцать бедных и мыл им руки. Он чувствовал личную ответственность за каждого, кто умирал от голода. Однажды за столом милосердия появился тринадцатый сотрапезник и в ответ на вопрос папы открыл, что он – Ангел Божий, посланный помогать ему до конца служения.
Жизнь в папском дворце Григория была организована по образцу монастыря. Он радел о богослужениях и чинопоследованиях, способствовал распространению почитания мощей святых, организовывал регулярные шествия, регламентировал молитвы и чтения литургического года, реформировал церковное пение. Во всех зависевших от Рима Церквах он следил за каноническим избранием епископов, преследовал симонию и не позволял епископам жить за пределами их епархий. По его инициативе собирались Поместные соборы против ереси и падения нравов. Он противостоял вмешательству светских властей в дела Церкви, а епископов – в дела монастырей. Ничто не ускользало от его ока. Он сам проповедовал в храмах Рима, а когда частые болезни не позволяли ему этого, он писал проповеди, которые читали за него. Несмотря на пастырские заботы, святой Григорий переписывался со всем христианским миром и еще находил время для создания духовных произведений.
Святой иерарх был облачен в то же смирение, что и Тот, Который сказал: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11: 29). Священников он называл братьями, а мирян – своими господами. В посланиях он подписывался только одним титулом – «раб рабов Божиих» и искренне считал себя величайшим грешником. Константинопольскому патриарху святому Иоанну Постнику, которому Поместный собор дал титул Вселенского патриарха, святитель Григорий сделал мягкий упрек, что никакой епископ не может единолично претендовать на власть, которой обладают лишь Вселенские Соборы и Церкви в целом.
Поскольку он против воли очутился в горниле церковных дел в тяжелый период варварских нашествий, ему пришлось распространить пастырскую заботу на все стороны общественной жизни, подчинив административные таланты служению правосудию и евангельскому духу. Когда лангобарды подошли к воротам Рима и угрожали разграбить его, он стал дипломатом и сумел не только остановить их и добиться перемирия, но, при поддержке их православной королевы Теоделинды, многое сделать и для обращения этих варваров.
Борясь с внутренними неурядицами Италии, Григорий Великий выступал финансистом, использовал средства Церкви для выкупа пленников, делал дарения храмам Святой Земли и монастырям всего христианского мира. Будучи уверенным, что Церковь может сохраняться и странствовать в этом мире только с помощью молитв монахов, он всячески помогал развитию монастырей, которые должны были следовать традициям отцов, в особенности святого Венедикта Нурсийского. Папа Григорий написал его «Житие» и способствовал распространению на Западе его Устава.
Он был реалистом и хорошо понимал знамения времени. Сохраняя добрые отношения с Константинополем и своим другом императором Маврикием, святой Григорий много сделал для обращения и морального воспитания варварских народов, завоевавших почти всю Западную Европу. Он помнил об англо-саксонских рабах, увиденных на римском рынке, и поэтому, как только смог (596), отправил туда миссию. Она состояла из 40 монахов под началом святого Августина, настоятеля монастыря святого Андрея. Новые апостолы получили полную поддержку папы Григория. Узнав о первых успехах миссии, он с воодушевлением написал всей империи об обращении нового народа.
Обширная переписка святителя Григория красноречиво свидетельствует о попечении этого доброго пастыря не только о больших делах Церкви, но и о каждой самой малой овце его духовного стада. Болезни и бесконечные заботы должности не мешали ему предаваться литературному труду. В период своего понтификата он закончил «Нравственное толкование на Книгу Иова» – обширный комментарий на священный текст. В нем развертывается аллегорическая и моральная экзегеза, которая будет очень любима богословами в Средние века. Тонко чувствуя все повороты души человеческой, он описал все стороны христианской жизни – от будничных проблем до духовных высот.
Ему принадлежит также книга «О чудесах италийских отцов», более известная как «Собеседования». В ней в форме диалога с диаконом Петром он рассказывает о подвижничестве и чудесах святых отцов, которые жили в его время в окрестностях Рима. Сведения об этих деяниях он начал собирать для наставления иноков монастыря святого Андрея, а затем они послужили ему для того, чтобы показать: и в его эпоху, как и в апостольском веке, действует единый Святой Дух, и поэтому во всякое время возможно достижение единства с Богом. Каждый рассказ заканчивается моральным или догматическим наставлением, особенно в 4-й книге, посвященной продолжению жизни душ после смерти и действенности церковных молитв для облегчения их участи.
Диакон Петр, его секретарь и доверенное лицо, клялся, что часто видел, как белый голубь диктовал папе на ухо небесные наставления. Да и сам святитель Григорий признавался в том, что слышал внутри себя, как Святой Дух подсказывал ему толкования Священного Писания, до которых он сам никогда бы не додумался.
14 лет святитель Григорий нес служение предстоятеля Церкви, никогда не прекращая скорбеть о потере благ созерцательной жизни. Он больше страдал из-за беспорядка и морального упадка, в которые Церковь была ввергнута варварскими нашествиями, чем от своих собственных болезней. Однако недуги были настолько тяжелыми, что последние два года жизни он был прикован к постели, поднимаясь лишь ради Божественной литургии по великим праздникам.
Он не просил у Бога иного утешения, кроме вечного покоя, который получил 12 марта 604 года. Переселившись в чертоги святых, он оставил в наследство учреждения и наставления, готовившие Церкви великое будущее на варварском Западе, который постепенно обращался в христианство.
источник