Два одноактных балета: признанный шедевр современного классика Уильяма Форсайта «Артефакт-сюита» и балет «Петрушка» Игоря Стравинского в оригинальной хореографии Эдварда Клюга ГАБТ представит 20 ноября на Новой сцене театра, сообщили в пресс-службе.
«Артефакт-сюита»
«Артефакт» стал первым спектаклем Уильяма Форсайта, который он создал для Франкфуртского балета, который возглавил в 1984 году.
«Я придумал этот балет за три недели и потом доставлял его ещё тридцать лет», — так говорит Форсайт об «Артефакт-сюите» которую он определил, как «балет о балете».
Хореограф был вдохновлен эссе соратника Баланчина Линкольна Кёрстина, опубликованное как предисловие к книге «Классический балет», описывающий все классические па. По словам Форсайта, он должен был найти свой путь и двигаться вперед.
В его постановке отражены разные аспекты истории жанра – в том числе и выходящие за его привычные рамки. Балет не сразу выделился как самостоятельное искусство – изначально он был частью драматических и оперных постановок, поэтому в спектакле появлялись два персонажа. В «Артефакте» — это женщина в историческом костюме, которая вела диалог с современным мужчиной с мегафоном.
Идея сопоставления эпох проявлялась в выборе музыкальной основы постановки. Спектакль состоял из четырех актов. Он начинался с Чаконы Баха и заканчивался свободной пластической импровизацией артистов и концертмейстера Франкфуртского балета – Эвы Кроссман- Хехт, которая работала с Форсайтом над новым сочинением. Начиная со слов дамы «step in» и кончая словами мужчины «step out» — Форсайт показывает, как постепенно балет освобождается от зависимости от других искусств и становится самостоятельной формой творчества.
Этот балет Форсайт трактовал, как своеобразное приношению Джорджу Баланчину — «это как благодарственное письмо ему за все, что я узнал, наблюдая за его работой».
«Петрушка»
Балет Стравинского «Петрушка» был сочинен им для Дягилевской антрепризы. Премьера в хореографии Михаила Фокина состоялась в 1911 году в программу Русских сезонов на сцене парижского театра Шатле. Навсегда в истории балета сохранились имена исполнителей главных партий – Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной.
В Большом театре оригинальную версию балета создал современный хореограф, руководитель балета Марибора (Словения) Эдвард Клюг.
«Я предложил сам Большому театру поставить балет «Петрушка». С детства я испытываю особые чувства к музыке Стравинского… Мне так нравятся его свежесть и непредсказуемость и современное звучание… Всегда знал, что буду делать «Петрушку», потому что это моя самая любимая музыка. Так что музыка Стравинского стала первым импульсом», — сказал накануне премьеры Клюг.
По словам Клюга, несмотря на то, что хореографию он придумывал в Москве для артистов ГАБТа, саму историю и основные черты персонажей он решил сохранить.
«История «Петрушки» кажется мне актуальной сегодня. Потому что, несмотря на сказочный сюжет, в «Петрушке» очень силен психологический аспект…Что такое Петрушка? Он – деревянная кукла. И он хочет выйти за рамки этого существования, быть больше, чем куклой. Для этого нужны чувства. И чтобы появились чувства, нужна любовь. А мы люди – часто сдаемся и живем без любви. Мы могли бы любить, но в своем свободном выборе мы отказываемся от этого», — сказал хореограф.
Клюг рассказал, что в спектакле будут и артисты и куклы. Будет некая поэтическая трансформация Петрушки и его деревянной души.
«Для меня огромный вызов, но и удовольствие работать в стране, где «Петрушка» так значим и любим. Благодаря этому я могу вступить в диалог со зрителем, у которого уже есть свои знания, и рассказать ему по-новому эту чудесную сказку», — сказал Клюг.
Партию Петрушки готовят: Артем Овчаренко, Семен Чудин, Денис Савин, Владислав Лантратов.
Премьерные показы Вечера одноактных балетов пройдут с 20 по 24 ноября на новой сцене Большого театра.