Ирина Безрукова: Я бы вернулась в свои 30, но с сегодняшними мозгами

0
164

Ирина Безрукова: Я бы вернулась в свои 30, но с сегодняшними мозгами

Актриса театра и кино, телеведущая, общественный деятель, тифлокомментатор высшей категории Ирина Безрукова в свой день рождения в эксклюзивном интервью ФАН рассказала, почему не боится говорить о личном на публичных передачах и как откликнулись читатели на ее автобиографическую книгу «Жить дальше».

«Правило одно — ничего сомнительного и «желтого»

— Ирина Владимировна, люди интересуются вашей жизнью, чтобы понять, как эта красивая женщина выстояла, несмотря на весь драматизм обстоятельств. Вы достаточно открыто говорите о личном на публичных передачах, без пошлости и жеманства…

— Открыта, но не на все 100%. Отвечаю на вопросы — и это нормально. У каждого человека есть своя зона приватности. Я не стану вслух говорить о чем-то, что не намерена обсуждать. Я не из тех людей, которые все открывают, тем более, если это касается других. Не могу допустить, чтобы сказанное мной выставляло не в лучшем свете людей, которые были связаны со мной или связаны сейчас.

— Недавно вы стали ведущей нового проекта на YouTube с подзаголовком «Для тех, кто умеет размышлять». Вы берете интервью. Это ваша авторская программа? Почему вы взялись участвовать в интернет-проекте?

— Подобный опыт у меня уже был, на телевидении — проект телеканала «360» «Разговор на сцене». Ко мне приходили самые известные люди страны. Там были Денис Мацуев, Михаил Задорнов, Дмитрий Дюжев, Дмитрий Харатьян, Чулпан Хаматова — можно перечислять и перечислять, в основном — творческие люди.

Вопросы я составляла сама, не было никакого редактора, так называемого «уха». В общем, свободное плавание, поэтому я могу смело считать ее (программу. — Прим. ФАН) авторской. Это был интересный, резонансный проект — все ждали следующего выпуска. Я пока не дождалась возвращения этой программы в сетку после реорганизации на канале, поэтому рассмотрела и приняла предложение стать ведущей нового проекта на YouTube. 

Есть такой журнал «Начало», это печатное издание, и владелец решил, что я могу быть ведущей, именно интервьюером. Персоны и вопросы согласуются со мной. У нас есть только одно концептуальное правило — не должно быть ничего сомнительного и «желтого». У каждого интервьюера есть свой формат. Мы только начали и понемногу нащупываем свой путь, не стараясь быть калькой с других программ.

— В этих интервью вы выступаете как актриса, которая пробует себя в другой профессии, или просто — Ирина Безрукова?

— Я — Ирина Безрукова, которая берет интервью у гостя. У меня нет журналистского образования, это даже может быть плюсом, так как отсутствуют клише. Первая программа со Светланой Бондарчук вышла, записана вторая. Я не задала ни одного провокационного вопроса. Нет, мы там шалили, смеялись…

Пошла первая обратная связь. Появилась пара хейтеров, как водится, но было бы странно, если бы их не было. Спасибо им за внимание.

У меня нет задачи с подвохом выдернуть какую-то информацию из человека или вывести его на чистую воду, мне кажется это не совсем этичным. Можно сделать беседу интересной и без того, чтобы строить ее на каких-то жареных фактах или неудобных, странных и неуместных вопросах. Мы спокойно можем общаться — и это не скучно. Нам интересна личность.

«Сголивудченое» вяленько цветет на российской почве»

— В последние годы вы чаще стали появляться в проектах, где есть общение, живой диалог. Вы экспериментируете, расширяете диапазон профессиональной актрисы или нет стоящих предложений, актерского материала для работы в театре и кино?

— 50 на 50. Дело в том, что многие мои кинопроекты перенесены на лето из-за опасения продюсеров, связанных с особенностями съемок в условиях локдауна. Летом снимать комфортнее. И у меня появилось время. Естественно, хочется занять его чем-то интересным.

Я люблю экспериментировать и пробовать что-то новое. Внимательно готовлюсь к интервью. Обычно интервью даю я много: и на радио, и на телевидении. Часто бывая на месте гостя, прекрасно знаю, чего бы он точно не хотел слышать: «Ваш секрет красоты и молодости», «Расскажите смешную историю на съемочной площадке» — невыносимо в течение 10-20 лет слышать одно и то же!

А в театре у меня есть работа — играю в спектакле Московского Губернского театра «Бесконечный апрель».

— Что для вас важно в общении с людьми через экран и соцсети?

— Так получилось, что я человек узнаваемый, к чему до сих пор никак не привыкну. Возможно, потому, что я из советского времени, мне ближе любимые зрителями артисты, такие как Вячеслав Тихонов, например. Звездами они не назывались.

«Сголливудченое» вяленько цветет на нашей российской почве, не приживается, корешки не пускает. Слово «звезда» вызывает сомнения, с чувством юмора и сарказмом люди иногда это говорят. Странное слово для России, оно немножечко не наше. Оставим его в стороне, я его к себе не применяю.

— Так или иначе, иногда вы даете другим ключи к разгадке, анализу переживаний.

— Не вдаваясь глубоко в философию, скажу, что мы приходим на эту планету не отдыхать. Родился в благости, в хорошей, замечательной семье, в достатке, прожил гармоничненько: влюбился, женился, родил ребенка, счастливая старость, любимая профессия — и все это на берегу теплого моря. Не так же все это происходит!

В какой-то момент я поняла — у каждого человека есть своя драма, своя трагедия, свой непростой жизненный урок, опыт. Моя жизнь включила в себя несколько не самых радостных событий, да и радостных, в том числе которые, как оказалось, цепляют, резонируют, находят отклик у грандиозного количества людей.

Знаю наверняка, потому что люди мне пишут: «Я теряла точно так же, как вы», «Меня так же, как вас, воспитывала бабушка», «Я точно так же, как вы, рано осталась без родителей», «Я пережила историю предательств». «Я так же, как и вы» — думаю, секрет в этом, не во мне. Я просто узнаваемый человек, мои истории виднее, чем у человека, живущего по соседству.

«Делиться опытом — невероятная ответственность»

— В этом году вышла ваша книга «Жить дальше». Какой отклик дали читатели, друзья, близкие люди?

— У многих были ожидания, что я знаю секрет, как пройти непростые испытания и сохранить достоинство. Я начала писать книгу в период самоизоляции. Это женская автобиография, монолог, самоинтервью, самопсихоанализ — я просто наговорила текст от первого лица. Я никакой не писатель. Если полистать мой Instagram, то там можно найти и благодарность, и просто крик о помощи.

У меня есть свой опыт, именно поэтому я делюсь им. Не для себя. Это невероятная ответственность. А женщины пишут: «Я нашла ответы», «Вы меня поддержали», «Вы меня мотивируете». Я очень бережно и аккуратно отношусь к фразам, репликам моих читателей.

— Не все умеют быть благодарными и тактичными. Расстраиваетесь, когда вам шлют негатив?

— Бывают благодарны, бывают неблагодарны. Люди разные. Я испытываю радость, когда понимаю, что конкретному человеку мой опыт пригодился, помог, уберег от какой-то острой ситуации, спас от затяжной депрессии. Если я чем-то помогла, протянула эту соломинку и она пригодилась, он ухватился и чуть-чуть себя, как Мюнхгаузен, за волосы вытащил из состояния ужаса внутреннего, фрустрации, отчаяния… Мне говорят: «Мы видим, что можно жить дальше, несмотря ни на что». Это меня поддерживает.

— Судя по тому, сколько людей вам доверяет, по характеру общения с людьми, вы — вполне готовый общественный деятель. Предлагали ли вам выдвинуться в депутаты или создать благотворительный фонд и быть его лицом?

— Свою работу я очень люблю, люблю театр, кино, мне нравится, что я делаю. Пусть это и негарантированная работа, но я привыкла быть фрилансером. Мне предлагали несколько раз подумать о депутатской деятельности, но я отказалась. Не вижу себя чиновником, не могу представить себя сидящей в Думе.

Общественная работа, благотворительные мероприятия — тоже часть моей жизни. Я несколько лет была членом Общественной палаты Московской области. Я помогаю своим друзьям. Только задачи самой возглавить какой-либо фонд не стоит. Если это и будет возможным в будущем, то при одном условии — рядом со мной будет такой же организатор, как в фонде «Подари жизнь». 

Не секрет, что вокруг настоящих подвижников, помогающих детям, постоянно возникают лжеблаготворители, паразиты-мошенники. Для меня важно, чтобы моя репутация, мое имя работали в помощь, когда все прозрачно и невозможно, чтобы даже 30 копеек попало не в тот карман. Мне нужна прозрачная, честная структура. Не потому, что я именно об этом пекусь. Просто я не хотела бы быть гарантом нечистого дела.

«У меня нет никакого образа»

— Брижит Бардо приписывают слова: «Нет тяжелее работы, чем стараться выглядеть красивой с восьми утра до полуночи». Согласны?

— Это действительно большой и регулярный труд. Если человек имеет красивое, подтянутое, подкаченное тело — это часы, проведенные в тренажерном зале, это бег, это йога, это уход за собой: минимум раз в неделю или две — косметолог. 

Утром и вечером обязательно уходовые процедуры. Это время от времени курсы массажа и фитнеса, массажа лица. А время — это самое дорогое. Поэтому с Брижит Бардо я соглашусь.

— Вы нашли и остановились на одном своем образе? Или все время хочется меняться  в соответствии с модой?

— До 25 лет я очень активно ходила по подиуму. Как-то раз ко мне подошла манекенщица — из тех, кто только про внешность, — такие девочки-манекены бывают.

«У тебя очень интересный образ», — сказала она, видимо, давая понять, что я его нашла и в нем себя позиционирую. Я засмеялась и ответила: «Никакой не образ, это просто я». У меня нет никакого образа. У меня нет такой задачи, я не шоу-исполнитель.

— Как вы работаете над тем, чтобы принять себя в любом возрасте?

— Об этом нам надо поговорить лет через 20 или 50, тогда буду точно знать, приняла ли я себя в том возрасте или все-таки не случилось. Дело в том, что цифры пугают в определенных возрастах, вероятно.

Вот я в 14 испугалась. Однажды я оказалась в пионерском лагере, и у нас была потрясающая пионервожатая: играла на аккордеоне, смешила, умела нас собрать, развлечь — все были в восхищении от нее. Случайно я спросила, сколько ей лет. И она, не моргнув глазом, сообщает — 27. И в этот момент я понимаю, что перестаю дышать. Думаю, как она может в свои 27 так легко говорить о глубокой старости?!

Тут необходим философский подход. Все поменялось с возрастами. Новые 40, новые 50. Пожилой человек со скольки лет теперь начинается? Чуть ли не с 70-80?

Вот я брала интервью у Светланы Бондарчук. Интернет подскажет, сколько ей лет. Я не буду вслух произносить даты, потому что это невежливо. У нее стандарт поведения женщины до 30 лет. Как она одевается, как позиционирует себя в Instagram, какие фотографии выкладывает — 30 лет.

Я потихонечку выхожу, как мне кажется, из-под разных стереотипов. Я сейчас не оправдываюсь. Иногда ты думаешь: ну да, если бы была волшебная таблетка — продукт совершенно безопасной генной инженерии — какой бы возраст я себе оставила?

Честно? Меня бы устроило 30-33 года. Меня все устраивало в то время. Нормальный возраст. Оставила бы только мозги сегодняшние, опыт и уровень чувствования и философского отношения к моментам, которые так цепляли раньше, когда остро реагировала на что-то. Сейчас уже лучше понимаешь, почему люди так или эдак проявляют себя в жизни. Все у меня хорошо на самом деле.

— Будете устраивать праздник в день своего рождения? 

— Рядом со мной самый близкий родной мой человек — это моя сестра. Удивительный человек с невероятным чувством юмора. Она младше на год и четыре месяца. Ближе ее никого нет.

Мы с ней уехали из Москвы и вместе проводим уикенд. Мы так редко видимся, обе очень заняты. Пусть весь мир подождет! (Смеется). Мы будем говорить о своем детстве, мы будем смеяться, мы будем вкусно кушать, плавать в бассейне. Я вернусь в детство.

Можете представить, сестра купила специально для этого дня мыльные пузыри! Я не помню, когда последний раз их пускала. Я вернусь в детство!

Ирина Безрукова (урожденная Бахтура) родилась 11 апреля 1965 года в Ростове-на-Дону. Она известна зрителю по ролям в таких фильмах, как «Волшебный портрет», «Китайский сервиз», «Есенин», «Графиня де Монсоро» и других. Также Ирина Безрукова сыграла одну из главных ролей в чешском фильме «Коля», который выиграл «Золотой глобус» и премию «Оскар» как лучший иностранный фильм.