Как Моисей вывел евреев из Египта: проблемные вопросы Исхода

0
83

В начале 2015 года на экраны страны вышел новый фильм Ридли Скотта «Исход: Цари и боги» (англ. Exodus: Gods and Kings) — история ветхозаветных времен об освобождении еврейского народа из египетского рабства. «Историческая правда» решила ответить на семь самых популярных зрительских вопросов о том, насколько все показанное в кино соответствует исторической действительности?

1. Как евреи оказались в Египте?

Все началось с того, что около 1700 года до н.э. Египет завоевали племена гиксосов — семитских кочевников. Страна фараонов находилась в то время в состоянии разрухи и раздиралась междоусобицами. Поэтому боевые отряды азиатов легко завладели Дельтой и установили там свою власть. Иосиф Флавий в своих сочинениях приводит рассказ египетского жреца Манефона об этом завоевании: «Бог, неизвестно почему, прогневался, и из восточных стран внезапно напали на нашу страну люди бесславного происхождения, полные отваги, и завладели ею легко, без боя и насильно. Они покорили всех бывших в ней князей, затем беспощадно сожгли города и разрушили храмы богов. С жителями они поступили самым жестоким образом, убивая одних, а других вместе с женами и детьми обращая в рабство. После всего этого они избрали царя из своей среды, имя которого было Салитис. Последний основал свою резиденцию в Мемфисе, обложил данью верхнюю и нижнюю земли…»

Гиксосские фараоны правили около ста лет. Хотя они усвоили египетскую культуру и обычаи, их ненавидели, называли «проклятыми» и «прокаженными». По-видимому, к этому времени относится возвышение Иосифа при дворе фараона и переселение Сынов Израилевых в Египет. Не доверяя коренным египтянам, гиксосы охотно покровительствовали выходцам из Ханаана.

Но в 1580 году до н.э. гиксосы были изгнаны из Египта, их крепость Аварис была разрушена и власть перешла к туземной династии. Центром ее стал город Фивы. Успешные походы фараонов в Нубию, Палестину, Сирию и даже на Евфрат приводят к созданию египетской Империи. Все это время кланы Сынов Израилевых живут в области Гесем на востоке Дельты, где мстительные египтяне обращают их в рабов.

2. Кто был злым фараоном?

В начале ХIII века, закончив войны с хеттами в Сирии, фараон Рамсес II переносит свою резиденцию в Дельту и приступает к обширным строительным работам. На месте старой столицы города Авариса он воздвигает новый город Пи-Рамсес — «Дом Рамсеса». К работам был привлечены военнопленные и невольники, а также инородцы. На стенах гробницы Рахмире изображены сирийские рабочие, изготовляющие кирпич, а в одном из документов времен Рамсеса II содержится приказ «раздать пищу для воинов и аперу, которые доставляют камни для большого пилона». Термин «аперу» соответствует слову «хабири» — то есть, евреи.

Следовательно, Рамсес II мог быть тем фараоном, который и сделал евреев государственными рабами. Призвание же Моисея произошло при его преемнике Мернептахе. Впрочем, вопрос о фараоне исхода до сих пор остается в библейской науке спорным. Согласно библейской Книге Царств, исход произошел за 480 лет до сооружения Соломонова Храма. Поскольку Храм начали строить около 958 года, то время исхода падает на 1440 год. Но в это время и позднее фараоны безраздельно царили в Палестине. Столица Империи находилась тогда на юге, в Фивах, а Рамсес еще представлял собой груду развалин. Между тем из рассказов Исхода явствует, что ставка фараона находилась вблизи Гесема, «земли Раамсес», т.е. в Дельте. По-видимому, цифра 480 — округленное священное число (40 — срок испытаний, помноженное на 12 — число избранников). Известную трудность для хронологии представляет стела Мернептаха, открытая в 1896 году. Стела датируется 30-ми годами ХIII века. На ней начертан победный гимн фараона, разгромившего своих врагов. Его завершают следующие строки:

Враги повергнуты и просят пощады,
Ливия опустошена, Хатта присмирела,

Ханаан пленен со всем своим злом,
Захвачен Аскалон, Гезер полонен,
Племя Израиля обезлюдело,
Семени его больше не стало…

3. Могла ли дочь фараона спасти младенца?

Книга Исход повествует о том, что рост населения Гесема вызвал тревогу при дворе. Область находилась на границе с враждебными народами, и в Египте боялись, что подневольные аперу соединятся с противниками Империи. Попытки заставить повивальных бабок умерщвлять младенцев мужского пола оказались тщетными: приказ убивать детей египтяне едва ли могли исполнить в точности, поскольку это вызвало бы мятеж и потерю рабочей силы, но какое-то время его, по-видимому, старались выполнять. Желая спасти сына, одна женщина из племени Левия положила его в тростниках у берега Нила. Дитя было подобрано «дочерью фараоновой» и получило имя Моисей. Еврейское предание связывает это имя со словом «извлекать». Однако более вероятно, что царевна дала приемышу египетское имя Месу, что значит сын.

Замечено сходство между рассказом о детстве Моисея и сказаниями о других древних героях: царе Саргоне Аккадском и Кире Персидском. Но это само по себе не доказывает вымышленности повествования Исхода. В окружении Рамсеса II было много лиц семитского происхождения. В частности, одна из его дочерей была замужем за сирийцем по имени Бент-Анат. Дочь одной из множества жен Рамсеса могла быть смешанного происхождения и проникнуться жалостью к израильскому ребенку.

Есть глубокий смысл в рассказе о том, что Моисей был научен «всей мудрости египетской». Более того, и другие левиты были тесно связаны с египтянами — об этом свидетельствуют их египетские имена.

Также, согласно Флавию, Моисей был сделан военачальником и участвовал в походе против Эфиопии, а после победы женился на эфиопской княжне. Достоверность этого предания ничем не подтверждена, кроме упоминания некой «ефиопки» в качестве жены Моисея.

4. Были ли «10 Казней египетских» на самом деле?

В истории Египта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаются ни «казни египетские» в той форме, как они описаны в Библии, ни какие-либо другие события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать. Впрочем, отсутствие письменных свидетельств о десяти казнях египетских часто объясняют тем, что, как сказано в папирусе некоего египетского жреца Ипувера, все писцы Египта были убиты, а их записи развеялись по ветру. Некоторые исследователи полагают, что события казней египетских были столь свежи в памяти египтян, что те не считали нужным записывать их историю и предавать огласке унижение египетского народа и выход евреев из-под подчинения фараону.

Многие ученые неоднократно предпринимали попытки научно обосновать и объяснить «10 Казней египетских». Например, покраснение воды — это известное явление «красные приливы» — цветение водорослей Physteria, испускающих токсины и поглощающих кислород, что вызывает смерть рыбы и массовое бегство жаб. В свою очередь, умирающие жабы и гниющая рыба вызывает прилёт мух — переносчиков инфекции, а это вызывает падёж скота и язвы. Гром, молнии и огненный град — намекает на вулканическую теорию.

Три дня тьмы — это песчаная буря, продолжавшаяся не обычные 1-2 дня, а 3 дня. Причиной затяжной бури могло быть уничтожение саранчой посевов и флоры (ветра не сдерживались листвой) или возможное извержение вулкана, вызвавшего климатические аномалии и вулканическую зиму.

Гибель первенцев объясняется токсинами грибка Stachybotrys atra, расплодившегося только в верхнем слое зерновых запасов, попавшего туда из воды или экскрементов саранчи, и ферментацией его в очень сильный яд — микотоксин. Заражение могло быть в результате соединения ряда культурных факторов. По египетской традиции первым в семье питались старшие сыновья, получая двойную порцию; также питается и скот — к кормушке первым пробивается самое сильное старшее животное. Первенцы и отравились первыми, получив двойную порцию из верхних заражённых запасов зерна. Евреи не пострадали от этой казни, ибо селились вдали от крупных египетских городов и имели независимые пищевые запасы. К тому же они были пастухами, а не земледельцами, и значительную долю их рациона составляло не зерно как у египтян, а мясо и молоко.

Понятно, что евреи увидели в этой эпидемии месть «губителя» — демона пустыни Азазеля, который насылал моровое поветрие, угрожавшего людям и скоту. Библейский рассказ Исхода устанавливает, что приход «губителя» не коснулся израильтян, что позволило им покинуть страну. Так старый праздник жертвоприношений приобретает иное значение: он становится как бы днем рождения народа Божия. Отныне его будут справлять в каждой семье 14 числа весеннего месяца нисана.

5. Сколько евреев отправились в поход с Моисеем?

Библия утверждает: «И отправились Сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей. И множество разноплеменных людей вышли с ними… Времени же, в которое Сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет». Если принимать это число буквально, то общая численность израильтян в момент исхода превышала миллион человек. Между тем, по мнению историков, население всего Египта едва насчитывало несколько миллионов. Известный библейский археолог Флиндерс Петри отметил, что еврейское слово «элеф» (тысяча) означает также семью или «обитателей одного шатра». В таком случае, по подсчетам Петри, израильтян было около пяти тысяч.

Также к израильтянам примкнули восставшие из других племен и влились в их поток. Впоследствии этих иноплеменников называли «герим» (пришельцами), и Моисеев Закон защищал их права.

6. Расступалось ли Красное море?

Самым близким путем в Ханаан была дорога, которая сто лет спустя получила название Филистимской. Она вела на северо-восток вдоль Средиземного моря. Но как раз по ней двигались войска восставших против Египта сирийцев и «народов моря» (среди них и филистимлян), которые недавно вторглись на ханаанское побережье. Поэтому Моисей повел толпы беглецов на юго-восток, в район нынешнего Суэцкого канала. На пути их находился водоем, именуемый в Библии Ям Суф — «Море тростников». Так называли египтяне цепь соленых озер, которые на юге примыкали к Красному морю (но в греческом и латинском переводах Ям Суф назван просто Красным морем).

7. Странствовали ли евреи 40 лет по пустыне?

В дипломатическом архиве фараона Эхнатона найдены письма царьков и правителей Ханаана — ставленников Египта, которые жалуются на враждебные действия бродячих кланов евреев, обитавших тогда в пустыне. Так, некий Абдхиба, правитель Иерусалима, пишет: «Пусть прибудут сюда царские стрелки. Царь не владеет страной: хабири опустошают всю царскую область. Если бы войска прибыли в этом году, страна удержалась бы за царем, но их нет, и земля потеряна… Да ведает царь: все земли гибнут, против меня вражда; область Гезера, Аскалона и город Лахиш дали им пищу, елей и все необходимое. Это дело Милкиила и сыновей Лабаия, которые предают царскую землю хабири… Да знает царь: я не могу послать каравана к царю… Царь запечатлел свое имя в земле Иерусалима навеки, посему он да не оставит земли Иерусалима».

Что же касается 40 лет, то следует помнить, что 40 — особое священное число в иудаизме, обозначающее период жизни одного поколения или довольно долгий период, продолжительность которого точно установить невозможно. Так, Всемирный потоп продолжался ровно сорок дней, 40 суток пробыл пророк Моисей на горе Синай, где получил Скрижали Завета. Да и сегодня в христианстве часто отмеряется именно сорокадневный срок: сорокадневные посты, сорокадневные поминовения усопших, сорокадневные епетимии, перемирия или какие-либо гражданские (общественные) службы, и тому подобное.

Поэтому все описанные в Библии чудес, особенно в Книге Исхода — от расступающегося моря до столпа огненного, указующего путь — следует понимать в свете гиперболического языка библейской и вообще восточной поэзии, которой свойственны красочные преувеличения, зрительные образы, поражающие воображение человека. И поэтому все библейские чудеса проявляются очень избирательно — так, чтобы они не посягали бы на свободу человека и не навязывали бы ему веры. Вспомним, что воскресший Христос именно по этой причине не явился Своим врагам и обидчикам. Да и вообще, когда Спаситель умирал на кресте, весь мир спал, ел, пил, ничего не замечая особенного. И даже когда на Иерусалим пала тьма, многие горожане не замечали никаких космических событий, но видели лишь обыкновенную тучу с молнией и громом.

По этой же самой причине для израильского народа побег из рабства прошел в обстановке сказочных чудес и знамений, это было незабываемое событие, положившее начало новой эпохи. А вот египтяне не заметили ничего, кроме массового побега рабов.

отсюда

30.12.2014