Коммунист, буддист и провокатор: Бернардо Бертолуччи и его лучшие фильмы

0
233

Коммунист, буддист и провокатор: Бернардо Бертолуччи и его лучшие фильмы

В Риме на 78-м году жизни скончался режиссер Бернардо Бертолуччи — коммунист, буддист, поклонник Фрейда. Двукратный лауреат «Оскара», общепризнанный классик, Бертолуччи в каждом фильме экспериментировал с жанрами, сюжетом и формой. РИА Новости вспоминает культовые картины великого новатора.

«Конформист», 1970

Свой первый культовый фильм Бертолуччи снял, когда ему не было и тридцати. В то время недоучившегося студента философского факультета, поэта и свежеиспеченного члена компартии Италии интересовало политическое кино. «Конформист» по одноименному роману Альберто Моравиа исследует природу фашизма и мотивацию тех, кто ему служил. В отличие от многих других работ на эту тему, лента Бертолуччи уходит от радикальных высказываний и оценок.

Режиссер выстраивает сложнейшую композицию вокруг внутренних переживаний героя, чья пассивность и попытки убежать от себя в итоге разрушают личность. «Конформист» произвел ошеломительный эффект не только в Италии, но и в мировом кинематографе. Под влиянием этой картины появились такие классические сегодня психологические драмы, как «Крестный отец» и Апокалипсис сегодня».

«Последнее танго в Париже», 1972

Один из самых скандальных и вызывающих фильмов Бертолуччи запретили в родной Италии и ряде других стран. Эротическую мелодраму о болезненной любовной связи 45-летнего американца и 20-летней парижанки ненавидели и оба исполнителя главных ролей.

Марлон Брандо обвинял режиссера в том, что тот слишком обнажил его внутренний мир и не общался с ним 15 лет после съемок. Мария Шнайдер также негативно отзывалась о картине, упрекая Бертолуччи за унизительные сцены. Тем не менее фильм вошел в десятку самых кассовых картин в США за 1973 год, а режиссера выдвинули на «Оскар».

«Двадцатый век», 1976

Доходы от «Последнего танго в Париже» позволили Бертолуччи снять амбициозное кинополотно «Двадцатый век». В оригинале фильм длится пять с половиной часов, но в мировой прокат вышла сокращенная версия на три с половиной часа. Действие эпической саги о борьбе социальных классов в Италии начинается в 1901 году и охватывает половину столетия.

В центре сюжета — внук помещика и сын батрака. Они дружат вопреки условностям, но судьба и исторические события разводят их на полжизни. В главных ролях — Роберт де Ниро и Жерар Депардье. Хотя фильм вызвал неоднозначную реакцию критиков, было немало шума из-за откровенных сцен.

«Последний император», 1987

Своеобразный азиатский вариант «Двадцатого века» Бертолуччи снял после переезда в Англию. «Последний император» основан на реальных событиях — это байопик китайского императора Пу И. Сценарий режиссер написал сам, а консультантом фильма выступил брат Пу И. Это одна из самых титулованных картин мастера.

По-голливудски красивая история жизни и смерти «повелителя миллиарда человек» от сказочного детства в Запретном городе до советского плена и тюрьмы особенно полюбилась американским зрителям. Фильм получил девять «Оскаров» (из них два достались самому Бертолуччи), четыре «Золотых глобуса», премию «Сезар» и даже «Грэмми».

«Мечтатели», 2003

После крупных форм Бертолуччи возвращается к более камерным историям, но даже в статусе мэтра не перестает удивлять и шокировать зрителя. Его предпоследний фильм «Мечтатели» рассказывает о сексуальной революции во Франции. В парижской квартире живут свободолюбивые брат с сестрой, чьи отношения балансируют на грани инцеста, и их новый знакомый — приехавший на стажировку замкнутый американец.

На фоне студенческих волнений 1968 года герои Бертолуччи дни напролет проводят в кино, спорят об искусстве, любви и политике. Эротические и психологические эксперименты на экране, а также провокационная трактовка образа молодежи 1960-х вновь навлекли на Бертолуччи много критики. Но кажется, режиссера это никогда не огорчало. Он говорил: «Я люблю успех, хотя порой плата за него высока».