Корейская живопись: история развития и современные художники

0
107

Корейская живопись имеет свой «характер». Её сложно спутать с западной, ведь техника создания картины очень отличается. Художники пишут картины на шёлке или тонкой бумаге, которая легко впитывает краски. Используются линии, а не мазки. Черной краской подчёркивают тени, а зелёной — насыщенность изображения. В зависимости от техники выполнения различается:

  • Акварель.
  • Чёрно-белая живопись тушью.
  • Хромолитография.

Оттенки картин — тонкие, нежные и одновременно ясные. Мастерами оттеняется основной цвет, что создаёт гармоничное единство тонов всего полотна. По расцветке и материалам живопись в Корее бывает с насыщенными тёмными красками, светлых тонов, монохроматической, с золотистой краской и прочее. Художники «Страны утренней свежести» обладают даром передавать очарование природы, чувства и мысли людей, богатство духовного мира.

Первые произведения изобразительного искусства в Корее

Первые образцы корейской живописи относят к бронзовому веку — это наскальные изображения. Но развитие этого вида искусства началось с периода Трех государств. Живопись корейских художников Когурё впечатляет: каменные поверхности в гробницах «превращали» в картины. В усыпальнице Санъён-чон были нарисованы торжественные процессии и сцены из жизни знати. Изображения выполнены по сухому грунту из глины, смешанному с соломой. Мастер использовал минеральные краски, к которым добавлялся клей. До сих пор они сохранили свой блеск. Сначала рисовали контур, а потом закрашивали поверхность красками.

Мотивы первой живописи Кореи были разными, но в основном они «рассказывали» о продолжении жизни в загробном мире. Нередко изображали то, без чего не мыслили существования: дом, семью, слуг и свиту. Религиозные взгляды постепенно менялись, что отображалось на сюжетах. Мастера стали рисовать духов-хранителей. В исторических ах сохранилась информация о классической живописи по шёлку и бумаге, но примеров не осталось.

Корейская живопись периода Пэкче тоже почти потеряна. Известно, что на стены гробниц наносили штукатурку, а по ней — изображение. Почти все рисунки стерлись, лишь кое-где угадываются очертания духов-хранителей — тигра и дракона. В Силла живопись также была развита, в ней отражались фрагменты: лотос, лошади, люди.

Живопись в Корее периода Трех государств делят на два основных направления: религиозную (небуддийскую и буддийскую) и бытовую (добуддийскую и буддийскую). Религиозную небуддийскую живопись легко узнать по символам: солнцу, луне, звездам, духам-хранителям (дракон, феник, змея и черепаха, тигр). Религиозное буддийское направление связывают с лотосом. Добуддийские изображения — это сюжеты ежедневной жизни, пейзажи и трудовая деятельность. Сложнее всего выявить бытовые буддийские мотивы, которые проявлялись особыми узорами или кусочками пейзажей в виде облаков.

Развитие корейской живописи

Живопись корейских художников во время Объединённого Силла мало изучена, и работ почти не остались. Но история сохранила имя одного из мастеров VII столетия — Сольго. Художник расписал стены храма Хванненса, удивлял роскошными изображениями буддийских божеств.

В период Корё ценность искусства возросла. Появилась академия живописи, где повышали свой уровень художники и обучалась знать. Мастера творили пейзажи и портреты. Часто изображались животные и растения: дерево сливы, бамбук, орхидею (они символизировали добродетели). В качестве инструментов брали кисть или тушь, а материалом служила бумага или шёлк.

Распространение получила «живопись литераторов»: использовались горизонтальные и вертикальные свитки. Рисунок занимал часть пространства, близкое к квадрату. Такими работами украшали парадные комнаты. Из-за пожаров во время войн большая часть работ сгорела — осталось не больше десятка экземпляров. Но память о знаменитой живописи корейских художников сохранили хроники.

Ещё одно направление, которое получило развитие — писание тушью в черно-белой манере. Также появлялись работы мастеров южной школы пейзажа. «Посмертные портреты» старались выполнить, делая акцент на отпечатках возраста и прожитых невзгодах. Так в изображениях находило отражение конфуцианство.

Времена Чосон принесли развитие традиционным стилям корейской живописи. Под воздействием китайской и западной техники начали возникать новые направления. Мастера выбирали нежные легкие оттенки, изображая портреты и быт знати.

В XIX и XX ст. классические техники стали забываться под влиянием зарубежных стилей. Некоторые художники специально отправлялись в Японию или Францию, чтобы научиться чему-то новому. Многие мастера предпочитали плакатную живопись, используя её как инструмент агитации. В послевоенный период распространилась эстетика экспрессионизма, позаимствованная у французских живописцев.

Особенности корейской живописи сегодня

Современная живопись Кореи развивается в нескольких направлениях, включая минимализм. Мастера дорожат старинными традициями, но не боятся искать новое. Сегодня среди корейских художников распространено два направления. Одни мастера работают в современном стиле — пишут картины с помощью масла или графики. Этот стиль называется соянхва. Другие верны традициям корейской живописи — тонъянхва.

Модернистское направление сегодня преобладает. Но местные жители считают, что современная живопись Кореи должна выражаться в сочетании традиционного и глобального. В 1995 году в Ассоциации изящных искусств страны состояло 9 тысяч человек. Это люди с профессиональным образованием, которые выставляются на протяжении трёх лет (как минимум).

Половина представителей относятся к живописцам, но лишь около 2 тысяч работают в национальном стиле. Примерно 4 тысячи выбрали для себя различные европейские направления. Ежегодно картины демонстрируют на международной выставке «Кванджу-биеннале». Это самая старая биеннале в Азии, которая используется для культурного обмена между художниками.

Живопись корейских художников: известные личности

Некоторые мастера кисти известны не только в РК, их любят и чтят в Азии и Европе. Изобразительное искусство в Корее представлено многими талантливыми мастерами.

  • В конце XI ст. жил художник Чон Дыккон, который прославился изображением рыб.
  • В XII ст. своими работами впечатлял пейзажист Ли Ен. На одной из его знаменитых работ изображена река Ёсон-ган.
  • К известным живописцам Кореи относится Ан Ген, который творил в начале XV века и был представителем Академии художеств. В своих работах он изображал персиковый сад, зелёные холмы с облаками и прочее.
  • В XVI веке был известен Ли Ден, который прославился рисунками бамбука.
  • Э Мон Реп восхитительно рисовал сливы.
  • В XVII столетии внимание своими работами привлекал Чон Сон. Этот пейзажист отказался подражать старинным образцам и решил писать с натуры. Многие его работы написаны с любовью к горным пейзажам страны.
  • Известна живопись корейских художников Ким Хон До и Тян Сын Об, которые относились к мастерам-реалистам. Ким Хон До выразительными линиями изображал быт простого народа. Мастер умело объединял технологию Востока с приемами Запада.
  • Необычным «многоцветьем» многохромности впечатляет Ли Сан Бём и Бён Кван Сик, которые жили на рубеже XIX и XX столетий.
  • В XX веке творил Пак Су Кен. В своих работах он стремился передать духовность народа. Его картины считаются шедеврами и регулярно появляются на выставках. Живопись этого мастера напоминает о первых шедеврах корейского народа — древних фресках. В картинах доминирует охра.

Ли Уфан

Если говорить о современной живописи Кореи, известность получил Нам Джун Пайк, Кимсуджа, О Инхван, Хо Ынген. Известен и Ли Уфан, который готов впечатлить своими акварельными работами. Картины лаконичные и одновременно многозначные.

отсюда