Текст: HELLO! / Фото: Ксения Угольникова
Красный рояль из картона, несколько гробов с мумиями русских царей из папье-маше и несколько стульев в репетиционном зале с большими окнами — Дмитрий Крымов репетирует свой новый спектакль «Борис». Дата премьеры не случайна. Это традиция Крымова — устраивать премьеры в день своего рождения — 10 октября. Но если раньше все его спектакли шли на театральных сценах, то «Борис» — первая постановка Крымова вне сцены и вне театра. А именно — в Музее Москвы, в помещении бывших провиантских складов. В спектакле будут задействованы и экспонаты Музея.
Режиссер спектакля «Борис Годунов» Дмитрий Крымов
Я не знаю, что хранилось на Провиантских складах, где теперь находится Музей Москвы, но в советское время там был гараж Генштаба, конюшня правительственных машин, так называемых «членовозов» — огромных черных лимузинов, которые с феерической скоростью проносились иногда по улицам Москвы, приводя в столбняк все машины вокруг и вытягивая в струнку постовых милиционеров, — рассказывает Дмитрий Крымов. — Но ремонтировали их, как оказалось, совершенно прозаически: еще лет восемь — девять назад я был в одном из помещений этого удивительного здания, построенного в середине 19 века в стиле ампир архитектором Стасовым, и видел на полу лужи еще не высохшего машинного масла и прикрепленные по стенам надписи: «Ремонт карбюраторов», «Место слива отработанного масла» и тому подобные. Правительственные мерины, как оказалось, состояли из тех же частей и были подвержены тем же болезням, что и наши бедные «Жигули», «Москвичи» и «Запорожцы». Особенно запомнились мне эти лужи густого машинного масла на полу огромного пространства, похожие на лужи черной плохой крови, спущенной много лет назад из тяжелых туш этих правительственных монстров. Я еще, помню, подумал: машины уже давно не ездят, исчезли куда-то вместе со своими хозяевами, а их кровь — вот она, тут, под ногами и не высыхает. Было в этом что-то даже мистическое. В общем, я не вижу причины не поставить в этом пространстве Пушкинского «Бориса Годунова» с Тимофеем Трибунцевым в главной роли, Михаилом Филипповым в роли Шуйского, Ксенией Раппопорт и Паулиной Андреевой в роли Мнишек. Ведь «Борис Годунов» — это про то, что человека уже нет, а кровь его есть. И никуда не девается.[/quote]
Тимофей Трибунцев, исполнитель роли Бориса Годунова
В роли Бориса — Тимофей Трибунцев. Его Крымов увидел в давней короткометражке Жоры Крыжовникова «Проклятие» и много лет мечтал с ним поработать. Играющий одного из самых трагических персонажей в русской истории, Трибунцев на репетициях предлагает множество идей и вариантов. Трибунцев явно на кураже, роль сложная, но интерес актера к ней стоит выше трудностей. На репетициях актеры нередко смеются, а Дмитрий Крымов надеется, что смеяться будут и зрители. Трагедия об искушении человека властью заново актуализируется в современной Москве, и не исключено, что в виде комедии. Это только предположение — свой замысел Крымов хранит в тайне. Режиссер держит в руках текст Пушкина, но на репетициях постоянно меняет сущность отношений между героями, предлагает им самые невероятные расстановки, заставляя их на уровне инстинкта почувствовать суть Бориса: как бы тот повел себя в той или иной ситуации. Эти провокации режиссера очень раззадоривают актеров. Соглашаясь на эти роли, они явно шли на его имя, как на эксперимент, который теперь получают сполна. Мариной Мнишек будут двое — Ксения Раппопорт и Паулина Андреева. В спектакле они будут играть по очереди, но на репетицию режиссер всегда вызывает их вместе — образ должен получиться цельным, и актрисам необходимо понимать его одинаково. Роль гордой польской красавицы и авантюристки Марины — первой женщины, которую короновали на российский престол — обеим к лицу, но Ксения и Паулина все же совершенно разные Марины, а потому прислушиваются и присматриваются друг к другу, чтобы найти общий знаменатель.
Ксения Раппопорт, исполнительница роли Марины Мнишек, жены Лжедмитрия
[quote]Это был рискованный эксперимент, но мы быстро сошлись, — говорит Дмитрий Крымов. — На собственном опыте могу сказать, что когда незнакомых актеров зовешь в какой-то рискованный рисунок, то как бы они тебе не симпатизировали со стороны, у них это вызывает массу вопросов. Но если интерес идет впереди осторожности, то контакт рано или поздно возникает. Мне очень интересен их опыт, у каждого из них за плечами рюкзак, в который очень интересно заглядывать: что там лежит… Моя задача — позвать их в это приключение и правильно объяснить маршрут, а у них должна быть авантюрная жилка, чтобы полезть на этот Пик Коммунизма. И у всех этих артистов такая авантюрная жилка к незнакомым вершинам есть. Это, собственно, альпинистов и сплачивает.
Тимовей Трибунцев, Паулина Андреева и Ксения Раппопорт
Лжедмитриев в спектакле тоже два: в этой роли хорошо знакомые Крымову актрисы из его мастерской — Алина Ходжеванова (она же — Алиса из «Физрука») и Мария Смольникова (она же — главная героиня «Сталинграда»). На вопрос — почему Лжедмитрия играют девушки, Крымов отшучивается — «Потому что он -лже…». Князя Василия Шуйского сыграет народный артист России Михаил Филиппов. Кроме известных актеров, в спектакле будут задействованы Академический хор ветеранов «Москворечье», поэт Герман Лукомников и учащиеся московской школы искусств имени Балакирева. Несмотря на все хулиганство и экспериментаторство, Крымов пытается увидеть Бориса таким, каким его видел Пушкин. Продюсером проекта выступает Леонид Роберман — самый мощный в России театральный антрепренер, фактически создатель российской антрепризы. Его агентство «Арт-Партнер XXI» успешно работает уже 20 лет, но в последние годы Роберман стал все больше интересоваться не коммерчески успешными проектами, а серьезным авторским театром и работать с Сергеем Юрским, Максимом Диденко и Дмитрием Крымовым. Их совместная с Крымовым постановка «Бесприданница» стала лауреатом множества наград и событием в театральном мире. На «Бориса» у Робермана тоже высокие ставки.
Алиса Ходжеванова и Мария Смольникова – актрисы, репетирующие роль Лжедмитрия
Продюсер спектакля Леонид Роберман и Паулина Андреева
У каждого свой Эверест, — говорит Леонид Роберман. — Альпинисты-скалолазы покоряют свои вершины. Рестораторы мечтают о звезде Мишлена. Мореходы в погоне за пальмой первенства пускаются во все тяжкие. Киношники преклоняются (да чему они только не преклоняются!) «Борису Годунову» — это наш Эверест, Мишлен, «Оскар». Одним словом, наше все. Эверест, не покорившийся еще никому. Многие пытались на него взойти или хотя бы приблизиться к нему, но место для флага все еще свободно. Мы с режиссером Дмитрием Крымовым решили это место занять и сделать наш 2019 год годом экспедиции по покорению театрального Эвереста. Завоевать Москву в Музее Москвы! Покорить вершину «Борис» и установить свой флаг. Да установить так, чтобы увидели все! Пушкин, перечитывая «Бориса Годунова», «бил в ладоши» один — мы будем играть и «бить в ладоши» вместе! Будет ли это «тот самый» «Борис Годунов»? Не думаю. Крымов — режиссер, который покоряет вершины, идя своими неизведанными, непроторенными еще никем тропами. Следовать каждой букве автора – неприемлемо для него. Надеюсь, что при всем уважении к Пушкину «Борис» будет очередным хулиганством Дмитрия Крымова. Но в этот раз все будет еще более хулиганистым, еще более дерзким… еще более страшным. «Трагедия о беде московской» — у Пушкина. У нас – игровой метафорический театральный язык Крымова, который как никогда созвучен сегодня вольному, свободному стилю пушкинской трагедии. И все же это не тот «Борис Годунов», что у Пушкина. Это идея взять Пушкина и сделать еще шаг вперед по сравнению с тем, что он сделал, и по сравнению с тем, что делает театр сегодня.
Репетиция спектакля «Борис Годунов»
Ксения Раппопорт на репетиции спектакля «Борис Годунов»
Пушкин написал «Бориса Годунова» в 1925 году во время ссылки в Михайловское. И именно его, а не «Евгения Онегина» вопреки общему мнению, считал своей самой большой литературной удачей. В то время Пушкину было 26 лет, он впервые покусился на русскую историю и именно по поводу «Годунова» сказал свою знаменитую фразу: «Ай да, Пушкин, ай да сукин сын». Целых 30 лет пьеса была запрещена к постановке на сцене, начиная с 1870-го, «Борис Годунов» был много раз поставлен в различных русских театрах, а одноименная опера Мусоргского, написанная в 1869-м, не сходит с оперных сцен и сегодня. «Годунова» ставили Немирович-Данченко, Любимов, Сергей Бондарчук, Тарковский, Жулавский, Штайн, Богомолов и отец Дмитрия Крымова Анатолий Эфрос. И каждый раз в каждом времени «Годунов» актуализировался по-своему. Вечная тема отношения народа с властью и искушения этой властью, которая выжигает в человеке все человеческое, никогда не будет закрыта. Вскоре Дмитрий Крымов представит свои размышления по этому вечному вопросу.
Текст: Елена Слатина