Праздник Ивана Купала в Екатеринбурге отпразднуют 6-7 июля 2019 года

0
164

54SHARESShareVkTweetOdnoklassniki Праздник Ивана Купала в Екатеринбурге отпразднуют 6-7 июля 2019 года

Праздник Ивана Купалы – это совершенно уникальный случай смешения языческой культуры и христианской традиции. День этот окутан мистикой и таинственностью, поэтому в 2019 году уже традиционно гуляния пройдут в  разных городах России, и уральская столица, Екатеринбург исключением не стал.

Праздник Ивана Купала в Екатеринбурге будут отмечать два дня в 2019 году

Празднование Ивана Купала в  Парке бабочек будет два дня — 6 и 7 июля.

В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём. Символом такого соединения являлись костры, которые зажигались в ночь на Купалу по берегам рек. Кроме того, в купальскую ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.

В Парке Бабочек каждый желающий сможет загадать желание, пустив маленький дрожащий огонёк по воде, или погадать при помощи венка, который, правда, нужно будет сплести собственными руками и принести к нам. Запустив свечу и загадав желание, найдите в Парке цветущий папоротник и подержитесь за его листок, и тогда счастье и удача поселятся в вашем доме!

Праздник Ивана Купала в Екатеринбурге отпразднуют 6-7 июля 2019 года

Праздник Ивана Купала один из основных в культуре язычников

Иван Купала — один из главных языческих праздников солнечного календаря. Название самого праздника — Иван Купала — имеет народно-христианское происхождение и отсылает к Иоанну Крестителю, которого раньше именовали «купателем», так как слово «купать» соотносилось со значением «крестить». До того, как на Руси распространилось христианство, Иван Купала отмечался в день летнего солнцестояния (20-22 июня). Позже празднование стало тесно связано с днем рождения Иоанна Предтечи (24 июня, по старому стилю, 7 июля – по-новому стилю).

Принято считать, что праздник Ивана Купала — практически единственный языческий обычай, который не поддался влиянию христианской культуры. С днем Ивана Купалы люди связывали свои представления о всевозможных чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как считалось, что оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки… По этой причине запрещалось гулять по лесу, купаться в водоемах и даже находиться у воды, т. к. по поверьям, водяные и русалки могли овладеть сознанием человека и увести его с собой на дно.

Праздник Ивана Купала верен многовековым славянским традициям

У славян было много обрядовых праздников и Ивана Купалы один из них. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают — священники (волхвы, жрецы), урядник, старейшина.

Традиционно Иван Купала начинался так: с утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.

Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы — куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины.

«Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия — деревянный гой (детородный орган) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра.

Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы.

Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина).

Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки – плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор.

В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру — Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводят.

Праздник Ивана Купала в Екатеринбурге отпразднуют 6-7 июля 2019 года

В День Ивана Купала  молодежь веселится, а девушки гадают

Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеек», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых.

Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?».

Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво — обязательно). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы.

После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.

На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре — Купальце, кто спать пойдет, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов.

Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.