Украинский Брюс Ли: “Главное для каскадера – контроль над собой. Потеряешь контроль – погибнешь“

0
234

Украинский Брюс Ли: “Главное для каскадера – контроль над собой. Потеряешь контроль – погибнешь“

Интервью

Елена Марченко, специальный корреспондент “Вестей“

Более 10 лет назад 7-кратный чемпион Украины, мастер спорта международного класса, а также чемпион Европы и мира по контактным видам единоборств Александр Литвиненко решил оставить большой спорт и уйти на большой экран. Александр сначала стал каскадером, а затем актером, режиссером и даже постановщиком трюков.

Киношники окрестили его украинским Брюсом Ли. Сейчас Литвиненко с успехом покоряет Голливуд. «Вести» пообщались с Александром о большом спорте, закулисной жизни и Голливуде.

– В 80-е в Мариуполе стали появляться первые видеосалоны и первые американские боевики. Как и любой другой мальчишка, я ушел в кино с головой и очень часто даже уроки пропускал из-за этого. Моим кумиром стал Брюс Ли. А рос я вообще-то болезненным ребенком. Но насмотревшись кино, отправился в спортивную секцию. С 9 лет начал заниматься контактными видами спорта. Уже через год занятий тренеры выставили меня на городские соревнования – я победил, затем были областные, всеукраинские… Так, понемногу я начал осваиваться в спорте — кикбоксинг, таэквон-до, джиу-джитсу. Мне было все интересно, все хотелось узнать, опробовать.

В какой-то момент, когда много титулов было завоевано, мне просто стало скучно и я решил заняться преподаванием. Правда, здорово об этом пожалел. Оказывается спорт – это просто еще один вид бизнеса, способ зарабатывания денег. Для меня на тот момент спорт стал неотъемлемой частью жизни. Я не понимал, как может здоровый и толстый тренер служить примером на соревнованиях и что-то решать за деньги с судьями. На тот момент я уже перебрался в Киев и решил, что создам собственную школу – “Путь учения кулака“, где буду обучать всех желающих, а большой спорт  – не для меня.

Украинский Брюс Ли: “Главное для каскадера – контроль над собой. Потеряешь контроль – погибнешь“

– Хотя Ли и был моим кумиром, но только в плане боевых искусств. Всерьез над карьерой в кино я не думал, но сидеть, сложа руки, я не умею. Поэтому решил рискнуть и выставил свое резюме на нескольких сайтах. Естественно, со своим послужным списком.

И за год успел сняться в 5 фильмах. Дебютировал я в украинском фильме режиссера Татьяны Магар “Торгаши“. Исполнил несколько несложных трюков, плюс ко всему в отдельных сценах страховал главную героиню фильма Инну Гомес. Съемочный процесс мне здорово понравился. В спорте все жестко и четко, в кино более размеренно, плавно происходит… 

Но о карьере актера мечтать не приходилось. Каскадер – он обычно остается за кадром, исполнив тот или иной трюк вместо главного героя или статиста. Мне хотелось играть по-настоящему, поэтому начал брать уроки актерского мастерства. 

Нет, конечно. Мои учителя отмечали, что внешние данные у меня есть. Пришлось долго и целеустремленно ставить голос, учиться ходить разными походками – от спецназовца до мажора, правильно подавать себя зрителю, выбирать ракурс. Сложнее всего было научиться включать внутреннюю харизму. А еще приходилось попутно брать уроки танцев, верховой езды – без этого актеру не обойтись.

Украинский Брюс Ли: “Главное для каскадера – контроль над собой. Потеряешь контроль – погибнешь“

— А как же! “Торгаши“, “Подарок судьбы“, “Подруга особого назначения“…  Из любимых – фильм “Оранжлав“ режиссера Алана Бадоева – о любви во время Оранжевой Революции. Тогда этим многие болели, в том числе и я. И на тот момент это были шикарные эмоции. Также нравится играть в сериалах военных, солдат, милиционеров. Я вообще любитель оружия. Потому съемки в таких фильмах, как “Братство десанта“ или “Духи войны“ – это для меня удовольствие, а не работа: побегать по лесу с оружием, пострелять холостыми, пообщаться с хорошими парнями-каскадерами, такими же, как и я… Вообще, я не стараюсь выделить для себя какой-то любимый или не любимый фильм. Всегда выкладываюсь в работе по полной – а значит все проекты одинаково любимы. 

– Честно говоря, предложений хватает – от съемок в рекламе до различных шоу. Благодаря физическим данным я даже поучаствовал в “Играх патриотов“.

– Как ни странно, нет… Этому меня научил спорт. Помните времена, когда карате было овеяно какой-то романтикой и тайной, заниматься карате хотели все мальчишки, чтобы обязательно в темном переулке раскидать десятерых хулиганов. На самом деле в восточных практиках карате – это всего лишь подготовка к основному занятию. Такая вот зарядка, не имеющая ничего общего с десятком поваленных соперников. В кино также. 

Зритель видит героя, восторгается им. А на самом деле за кадром стоит огромная работа. А на каскадера нагрузка во время работы приходится раз в десять больше. Потому что каждый трюк – это риск и громадная подготовка. 

Украинский Брюс Ли: “Главное для каскадера – контроль над собой. Потеряешь контроль – погибнешь“

– Вообще, я когда попал в кино, начал лихорадочно изучать этот процесс. С виду вроде все просто, но это сложный механизм. Понятно, что хотелось сделать что-то свое – поэтому снял несколько короткометражек о боевых искусствах, затем решил поэкспериментировать – и снял полноценный  фильм на мобильный телефон – “Правда жизни“. В картинах много ляпов, и они не профессиональны – но я не жалею о них.

Постановка трюков получается сама собой. Потому что, если человек каскадер – он уже постановщик трюка. Вот, например, мне нужно “гореть“ в машине – я сам должен продумать все детали, подготовить вместе с мастерами автомобиль, спланировать все – от одежды до того момента, как буду выбираться из автомобиля. Так что каскадер и есть постановщиком трюков.  

— Конечно. Все специалисты в этой сфере разные. Я, например, специализируюсь на постановочных боях, холодном и огнестрельном оружии, на падениях, горениях, паркуре, езде на вело-мото-авто. Во время съемок телепередачи “Властелин горы“ даже на лыжах научился ездить и делать трюки. Зачастую, каскадер специализируется на нескольких видах трюков и в зависимости от этого съемочная группа ищет “своего“ каскадера.

– (смеется) Если ехать на капоте автомобиля без страховки – это тяжело? Да. Прыгать с пятого этажа тяжело? Думаю, да. Прыгать на мотоцикле тяжело? Безусловно. Легких трюков не бывает. Как по мне – одни из самых тяжелых трюков на съемочной площадке, когда нужно отснять 100% горение человека. Несколько раз я даже отказывался от таких сцен. Очень запомнился мне трюк в картине «Дети трущоб». Почти все съемки проходили в Севастополе – в кадре мне приходилось прыгать со скалы на камни. Но на самом деле я прыгал на кучу картонок – из обычных картонных ящиков, которые есть во всех магазинах. Однажды мне пришлось 54 раза повторять один и тот же дубль. Кадр был не сложный – упасть с высоты. Но что-то все время шло не так – то упал не правильно, то ногу в кадре откинул, то партнер неправильно встал в кадре. Но ничего – слава Богу, остался жив.

Украинский Брюс Ли: “Главное для каскадера – контроль над собой. Потеряешь контроль – погибнешь“

– Съемки шли в Киеве, на проспекте Победы. Там режиссер нашел очень старый, полуразваленный дом. По сюжету там должен был сидеть киллер, который делает выстрел и убегает. Киллером был я. Начал продумывать, как можно эффективно и ярко убежать из дома, где все стены валятся. Вариантов было очень немного. Решил, что в кадре хорошо будет смотреться, если я спрыгну с места выстрела по балконам вниз. Весь риск был в том, что балконов, как таковых, там уже не было – были разрушенные балконные плиты, а на высоте это чревато обвалиться вместе с балконной плитой. Но все-таки выкрутились, и я эффективно “спустился“ по полуразрушенным плитам вниз.

– Мне этот вопрос задают всегда первым. Я отвечаю, ну это все равно, что спросить боксера, часто ли его бьют в голову? Да, травмы бывают… Не скажу, что я весь сломанный-переломанный, но несколько десятков травм у меня есть. Ломал руки и ноги, ребра, вывихивал пальцы. Гематом и царапин я не считаю – это мелочи. Травмы обычно случаются во время тренировок – на съемочной площадке очень редко. 

– Все дело в том, что добрую половину трюков просто нереально отрепетировать. Хотя бы потому, что взрывающийся автомобиль у киношников один, а за свои деньги для репетиции аналогичный не купишь. То же самое и с остальными реквизитами. Когда предлагают исполнить что-то новое, всегда охотно берусь. Потому что это адреналин и кайф. Сначала продумываю, просчитываю, затем пытаюсь потренироваться. Мне, например, еще не предлагали исполнять трюки на самолете или с парашютом. Это не значит, что я не возьмусь, просто пока в этом не было необходимости. 

Украинский Брюс Ли: “Главное для каскадера – контроль над собой. Потеряешь контроль – погибнешь“

– Думаю, что контроль над собой. Прежде всего, психологический, а затем уже контроль над своим телом. Если потерять контроль – можно погибнуть при любом трюке, если самоконтроль хороший – можно уцелеть даже, когда во время трюка что-то пошло не так, случился какой-то форс-мажор. А еще обязательно нужно любить свою профессию, потому, что если свою работу делать за деньги или не любя – такой отдачи не будет.

– Конечно. Я вот сейчас нахожусь в США, вчера виделся с одним российским каскадером – проговорили часа три. Оказалось, что форс-мажоры, когда подводит техника или влияют какие-то посторонние факторы, случаются в равной мере, что в России, что в Украине, что в США. 

– Сейчас живу в Нью-Йорке, снялся в двух маленьких телепроектах. Планирую отснять здесь свой фильм, сейчас с друзьями ищем инвесторов.

Украинский Брюс Ли: “Главное для каскадера – контроль над собой. Потеряешь контроль – погибнешь“

– Здесь отличается все – от жизни до исполнения трюков. В США другая культура – здесь запросто можно встретить на улице Киану Ривза или Джона Траволту. И не просто встретить, а подойти, поздороваться. В Америке это считается нормальным. У нас такой простоты нету. Качество кино и трюков отличается. В Америке предусмотрены тренировки  – если у нас один автомобиль должен взорваться в кадре, то в США под это дело выделяют несколько автомобилей – чтобы каскадер потренировался.

В Украине спорт – это бизнес, а кино – это, скорее, благотворительность и собственные силы. Здесь наоборот – именитые бизнесмены понимают, что можно вложить в кино или спорт деньги, вырастить человека, обучить, а затем что-то с этого получить. У нас, к сожалению, проще купить вагон металла и продать его, чем вложить деньги в талант.

Жена с сыном и родители всегда за меня волнуются. Но знают, что я парень упертый и меня отговаривать нет смысла. Раньше кино было для них чем-то недосягаемым и далеким, сейчас, когда там снимаюсь я, они относятся к этому более приземлено.