Зачем граненому стакану грани

0
73

Поколение заставшее Советский Союз в сознательном возрасте помнит, на сколько распространены тогда были граненые стаканы. Пожалуй, эту посуду можно было найти в каждом доме. Сегодня, граненый стакан является неизменным символом ностальгии по советскому прошлому. К сожалению, у многих людей при этом он ассоциируется не только с ушедшими временами их молодости, но и с употреблением спиртных напитков, ведь столь распространенный элемент быта часто изображается рядом с бутылкой «беленькой» и нехитрой закуской.

И если для нас с вами, стакан является привычным предметом, который когда-то был у каждого дома. а у многих есть и по сей день, иностранцы воспринимает его не как нечто заурядное, а как вполне интересную, практичную и изящную вещь. Конечно, ведь для них он не так привычен, как для нас с вами, а практичности в этом, казалось бы, простом изделии, хоть отбавляй.

Принято считать, что автором граненого стакана является советский скульптор Вера Мухина. Та самая Вера Мухина, которая является автором легендарного известного всем монумента «Рабочий и колхозница». Однако документально ее авторство граненого стакана не подтверждено.

Да, тот привычный нам стакан с 16 гранями, количество которых случайно, а может быть специально, совпадает с числом союзных республик и с гладкой верхней частью, видимо продуманной для удобства питья из него, появился в советское время. Но вообще, история стакана с гранями, пусть в несколько другом виде, куда более долгая.

Скорее всего, первые граненые стаканы начали производить при Петре I в легендарном городе стекольщиков Гусь-Хрустальном. Конечно же грани делались не для красоты, а исключительно практичности ради. Такие стаканы и рюмки не скатывались сто стола и были более прочны, по сравнению с обычными. Все дело в самих гранях, выступающих как ребра жесткости. По крайней мере современный, советский граненый стакан, способен пережить падение с метровой высоты на бетонный пол.

Так или иначе, граненые стаканы можно увидеть на картинах художников и на фотографиях задолго до того, как в Советском Союзе ему была дана вторая жизнь.

А вот привычный нам дизайн, стакан приобрел в 1943 году, когда его выпуск начался во все том же Гусь-Хрустальном. И разумеется, грани и здесь сыграли свою определенную роль. Дело в том, что стакан планировалось производить в первую очередь для заведений общепита. А во многих этих самых заведениях использовались первые на тот момент советские посудомоечные машины.

Машины такие сильно отличались от современных и не являлись повседневным предметом быта. Встретить их можно было разве что в точках общественного питания. Однако конструкция была еще несовершенна. Стаканы, которые ставились на движущуюся ленту, в процессе мытья и движения подвергались такой тряске, что, падая и ударяясь друг о друга, помывку переживали не все.

Считается, что дабы усилить стакан и спасти его от трясущейся посудомоечной машины, ему и добавили грани. С тех пор и стал стакан неизменным и всюду узнаваемым атрибутом быта советских граждан, и пройдя длинный исторический путь, в неизменном виде выпускается по сей день. Правда стал он в условиях большого выбора менее популярен. Но это не от того что другие стаканы лучше. Просто людям захотелось чего-то нового. Однако и сегодня есть не мало тех, кто не заменит родной, знакомый с детства граненый стакан, на что-то современное.

 источник